Оглавление

С 1930 г. было приступлено к тренировке в области взаимодействия флота и авиации. В самой авиации слабее всего была подготовка в части дальних разведывательных полетов и действий крупных соединений авиации.

Основными темами тактических упражнений являлись противодесантные действия в шхерах, минно-артиллерийская защита шхерных рубежей, обеспечение коммуникаций в Ботническом заливе, поддержка фланга армии и фланговые удары из шхер по флоту противника, т.е. все те операции, которые финским военно-морским сипам пришлось бы выполнять в случае войны Финляндии с Союзом ССР. В соответствии с этим планом боевой подготовки, основанным на плане войны с Союзом ССР, главным районом боевой подготовки являлся Финский залив; при этом упражнения производились большею частью в укрепленных районах: Виипури, Хамина и Гельсинки.

Краткие выводы.

1.  Несмотря на слабость промышленности и экономики страны, реакционная Финляндия, подстрекаемая крупными империалистическими державами, с первых дней своего самостоятельного существования, упорно и настойчиво готовилась к наступательной войне против Союза ССР. В первой фазе этой войны Финляндия могла остаться е одиночестве, поэтому задача финляндского правительства сводилась к созданию мощных оборонительных рубежей, с помощью которых финские вооруженные силы могли бы выдержать натиск вооруженных сил Союза ССР впредь до прибытия на территорию Финляндии войск ее союзника. Именно в защите территории Финляндии как плацдарма для развертывания сил капиталистических держав и заключался смысл оборонительных сооружении - "линии Маннергейма" и укрепленных районов береговой обороны.

2.  Финский флот строился для активной борьбы с кораблями КБФ и обладал необходимыми качествами для ведения этой борьбы под прикрытием минных заграждении и батарей береговой обороны. В ограниченном, но важном районе Койвисто-Сейвястэ финские броненосцы могли быть использованы для поддержки правого фланга финской армии. Эту поддержку финны могли оказать благодаря тому, что дальность огня 254-мм орудий, установленных на броненосцах береговой обороны, была больше, чем дальность огня 305-мм орудий советских линейных кораблей.

3.  К началу войны 1939-1940 гг. финский флот, прошедший за последние годы основательную боевую подготовку и укомплектованный в значительной степени шюцкоровцами, представлял собою для КБФ противника, силы которого нельзя было недооценивать. Непосредственную опасность для кораблей КБФ в пределах всего театра могли представлять подводные лодки, торпедные катера и особенно быстроходнее- катерные заградители. Броненосцы береговой обороны могли быть использованы финнами главным образом в шхерах Финского залива и Або-Аландского района; Это могло быть сделано под прикрытием истребительной авиации, зенитной артиллерии и береговых батарей.

Глава III ПОДГОТОВКА К ВОЙНЕ КРАСНОЗНАМЕННОГО БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА

1. Состав и организация Краснознаменного Балтийского флота.

К началу войны с белофиннами Краснознаменный Балтийский флот, пополненный в течение двух сталинских пятилеток новыми современными кораблями, а также модернизированными постройки 1914-1918 гг., имел следующий корабельный состав.

В строю находились 2 линейных корабля, 1 крейсер, 2 лидера, 4 эскадренных миноносца, 4 канонерских лодки (из них 3 мобилизованы в 1939 году), 29 подводных лодок, 1 минный заградитель, 2 сетевых заградителя, 1 сетевая баржа, 28 тральщиков (из них 14 мобилизованы в 1939 году), 12 сторожевых кораблей (из них 6 мобилизованы в 1939 году), 33 сторожевых катера и 62 торпедных катера, всего - 189 кораблей. Кроме того, в составе КБФ были частью вооруженные, частью невооруженные учебные корабли и плавучие базы: "Аврора" (7270 т), "Свирь" (11946 т), "Комсомолец" (11870 т), "Ленинградсовет" (1286 т), "Курсант" (2005 т), "Яуза" (550 т), "Кронштадт" (5882 т), "Полярная Звезда" (4334 т), "Смольный" (5400 т), спасательное судно "Коммуна" (3140 т) и посыльные суда "Пионер" (570 т), "Абрек" (650 т) - всего 12 судов. В распоряжении баз, соединений, гидрографической службы и ЭПРОНа находилось более 200 плавучих мастерских, транспортов, буксиров, барж и иных плавучих средств; однако, это были, главным образом, мелкие суда и катера, а количество более или менее крупных транспортов, было явно недостаточным для обслуживания всех баз и соединении КБФ.

В приведенный выше перечень не вошли достраивавшиеся корабли, а также корабли, находившиеся в резерве, и корабли Ладожской военной флотилии.

К началу войны в состав действующих сил КБФ входили следующие соединения и части:
1)  Эскадра КБФ:
а) линейные корабли "Октябрьская революция" и "Марат" (Кронштадт);
б)  состоявший при линейных кораблях 3-й дивизион эскадренных миноносцев в составе пяти старых кораблей: "Карл Маркс", "Володарский", "Энгельс", "Артем", "Ленин" (Кронштадт, Лужская губа);
в)  отряд легких сил: крейсер "Киров" (Лиепайя) - (Либава); лидеры "Ленинград" и "Минск": 1-й дивизион эскадренных миноносцев: три новых миноносца - "Стерегущий" (Кронштадт), "Стремительный" и "Сметливый" (Лиепайя); 2-й дивизион эскадренных миноносцев: три новых миноносца - "Гневный", "Гордый" и "Грозящий" (Ораниенбаум).
2)  1-я бригада подводных лодок:
а)  12-й дивизион подводных лодок и составе одного подводного заградителя "Л-1" (Таллин). Еще два заградителя "Л-2" и "Л-3", входившие в состав этого дивизиона, в конце ноября 1939 года были поставлены в длительный ремонт и в боевых действиях участия не принимали.
б)  13-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок: "С-1", "С-2", "С-3" (Таллинн); 16-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок: "С-4", "С-5", "С-6" (Лиепайя);
в)  21-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок "Щ-309", "Щ-310" и "Щ-311" (Таллинн);
г)  спасательное судно "Коммуна" (Кронштадт);
д)  плавучая база "Смольный" (Ленинград).
3) 2-я бригада подводных лодок:
а)  17-й дивизион подводных лодок в составе четырех подводных лодок: "Щ-317", "Щ-318", "Щ-319" и "Щ-320" (Таллинн);
б)  22-й дивизион подводных лодок в составе трех лодок: "Щ-322", "Щ-323", "Щ-324" (Таллинн);
в)  24-й дивизион подводных лодок в составе шести лодок: "М-71", "М-76", "М-78", "М-79", "М-80" и "М-81" (Таллинн);
г)  плавучая база "Полярная звезда" (Таллинн).
4)  3-я бригада подводных лодок:
а)  23-й дивизион подводных лодок в составе пяти лодок; "М-72", "М-73", "М-74", "М-75" и "М-77" (Ораниенбаум);
б)  26-й дивизион подводных лодок, в составе которого числилось семь лодок, но из них к началу войны закончила приемные испытания и вошла в строи лишь одна "М-90";
в)  плавучие базы "Кронштадт" (Палдиски) и "Ока" (Таллинн).
5) Бригада торпедных катеров, состоявшая из 1-го, 2-го и 3-го дивизионов торпедных катеров, двух береговых баз катеров в Кронштадте и одной базы в Пейпия, Всего в бригаде имелось 18 торпедных катеров типа "Г-5" серии 10, 34 катера типа "Г-5" серии 7, 8 катеров типа "Ш-4" и 2 стальных катера, всего 62 торпедных катера, 6 катеров 3-го дивизиона были перебазированы 24 ноября 1939 г. в Лиепайю.
6)  Дивизион канонерских лодок в составе четырех лодок: "Красное Знамя", находившейся в ремонте, и трех мобилизованных самоходных шаланд Северо-Западного речного пароходства: "Сестрорецк", "Кронштадт" и "Красная Горка".
7) Охрана водного района КБФ (ОВР):
а)  1-й дивизион сторожевых кораблей в составе шести сторожевых кораблей: "Циклон", "Пурга", "Вихрь", "Буря", "Туча" и "Снег";
б)  2-й дивизион сторожевых кораблей в составе шести кораблей: "Микула", "Краб", "Мороз", "Инженер", "Связист" и "Мартынов", временно переданных ОВР, согласно решению Военного совета КБФ от 21 ноября 1939 г.;
в)  1-й дивизион тральщиков в составе семи базовых тральщиков: "Заряд", "Буй", "Патрон", "Фугас", "Гафель", "Верп" и "Шпиль";
г)  2-й дивизион тральщиков в составе трех базовых тральщиков: "Шкив", "Гак" и "Крамбол";
д)  3-й дивизион тральщиков в составе семи тихоходных тральщиков: "Ударник", "Клюз", "Озерный" и "Ижорцы" - № 21, 23, 39 и 63;
е) 4-й дивизион тральщиков в составе двух тихоходных тральщиков "Ижорцев", № 29 и 38, заканчивавших дооборудование после возвращения из Ладожского озера. В дальнейшем тральщик № 29 действовал в составе 3-го дивизиона тральщиков, а тральщик № 38 находился в составе 5-го дивизиона тральщиков. Остальные корабли 4-го дивизиона тральщиков находились в Ладожском озере.
ж)  5-й дивизион тральщиков и сетевых заградителей в составе восьми тихоходных тральщиков: "Змей", "Буек", № 101, 102, 103 и 104, "Ижорцы" № 24 и 65, сетевых заградителей "Гарибальди" и "Вест" и сетевой баржи № 101;
з)  1-й дивизион сторожевых катеров в составе шести катеров типа "МО": № 111, 112, 113, 121, 122 и 123. Кроме них, имелось еще до 16 катеров типа "МО" в составе 6-го и 34-го морских пограничных отрядов, которые могли быть использованы ОВР в военное время.
и) 2-й дивизион сторожевых катеров в составе семи катеров типа "Р";
к) 3-й дивизион сторожевых катеров в составе четырнадцати катеров типа "Р";
л) 4-й дивизион сторожевых катеров в составе двух катеров типа "Р".
8) Береговая оборона, защищавшая подступы к Ленинграду и к базам флота, состояла из трех укрепленных районов - Северного, Южного и Западного, и имела на вооружении 22 стационарные батареи со следующим числом орудий: 8 - 305-мм; 7 - 254-мм; 12 - 203-мм; 29 - 152-мм; 8 - 130-мм; 7 - 120-мм; 8 - 100-мм; 4 железнодорожных батареи: 3 - 356-мм; 3 - 305-мм и 8 - 180-мм орудий. Всего 93 орудия.
9)  Военно-воздушные силы КБФ, к середине ноября 1939 г. состоявшие из трех авиационных бригад (8-й бомбардировочной, 61-й истребительной и 10-й бригады) и из шести отдельных частей: 18-й, 41-й, 58-й морских отдельных ближнеразведывательных авиационных эскадрилий, 71-го отдельного авиационного отряда и вновь формировавшихся 12-го и 44-го отдельных авиационных отрядов.

Оглавление

Hosted by uCoz