Оглавление

"Ludemann" в ответ выпустил залп из четырех торпед вдогонку уходящим из гавани английским эсминцам и одна прошла под "Hostile". Их фосфоресцирующие следы были ясно видны: на такой короткой дистанции, было бы совершенно невозможно уклониться от них. И вместо того, чтобы найти свои цели, они совершенно бесполезно прошли под английскими эсминцами: то ли потому, что слишком погрузились после пуска, прежде чем достигли установленной приборами глубины, то ли из-за неисправности магнитных взрывателей, которая проявилась при использовании последних в северных морях.

После взрыва торпеды у борта "Heidkamp" в самом начале боя, "Ludemann", радиограммой поднял по тревоге остальные 5 немецких эсминцев. После гибели капитана цур зее Бонте в командование флотилией вступал старший по званию офицер - командир 4-й флотилии эсминцев корветтен-капитан Бей, державший свой флаг на эсминце "Zenker",который вместе с "Koelner" и "Giese" стояли на якоре в Харьянгс-фиорде севернее Нарвика. Остальные два корабля - "Thiele" и "Arnim" находились в Балланген-фиорде на южной стороне Уфут-фиорда. Таким образом, положение англичан оказалось более рискованным, чем они себе представляли.

Можно было предположить, что этим пяти эсминцам немедленно будет дана команда сниматься с якоря, но, фактически, прошел почти час после начала боя, прежде чем они вышли со своих стоянок и это случилось как раз в то время, когда английские эсминцы, завершив атаки в гавани Нарвика, пошли по Уфут-фиорду в западном направлении.

Полагая, что в гавани Нарвика имел дело со всеми вражескими эсминцами, кэптен Уорбертон-Ли был неприятно поражен, когда у входа в Харьянгс-фиорд столкнулся еще с тремя. "Zenker", "Koelner" и "Giese" 4-й флотилии, стоявшие в Харьянгс-фиорде, получили около 5 ч. 00 м. сигнал тревоги и в 5 ч. 30 м. подняли якоря. Следуя вдоль фиорда строем уступа, (на "Giese" из-за нехватки топлива действовали всего 2 котла) немецкие эсминцы открыли огонь из шести носовых орудий с дистанции 6500 м. Немецкие корабли, неясно вырисовываясь в утренних сумерках, казались значительно крупнее и кэптен Уорбертон-Ли, приняв головной корабль за крейсер, приказал своим эсминцам идти по фиорду со скоростью 30 узлов. "Hardy" ответил беглым огнем полным бортовым залпом. Бой шел на ходу в условиях плохой видимости и обе стороны не добились попаданий. Внезапно впереди по курсу англичан появились еще два корабля. В это время неожиданно для Уорбертон-Ли корабли 4-й немецкой флотилии прекратили атаку и резко отвернули влево, чтобы уклониться от торпед, выпущенных "Ludemann" веером поперек фиорда вслед уходящим английским эсминцам.

Англичане, двигаясь к выходу из Уфут-фиорда, определенно полагали, что теперь они атакованы уже всеми немецкими кораблями. Поэтому, когда два силуэта начали вырисовываться перед ними, они были приняты за свои крейсера, "Hardy" запросил их позывные, но в ответ получил артиллерийские залпы. Это были "Thiele" и "Arnim", которые на ночь встали на якорь в Балланген-фиорде и из-за тумана начали движение только в 5 ч.40 м., но поспели вовремя.

Таким образом, около 6 часов утра 10 апреля из Харьянгс-фиорда вышли три немецких эсминца. Вскоре впереди по курсу англичан появились еще два таких же корабля, вышедших из Балланген-фиорда. Пять английских эсминцев оказались взятыми в два огня двумя группами более сильно вооруженных кораблей противника. Вице-адмирал Уайтворт около 6 ч. 00 м. получил последнее донесение кэптена Уорбертон-Ли и сразу же направил ему на помощь крейсер "Penelope" и 4 эсминца, но было уже поздно.

В 5 ч.57 м. "Thiele" открыл огонь по "Hardy" с дистанции 3700 м и накрыл его четвертым залпом. Попав под перекрестный огонь, "Hardy" получил попадание в мостик, ходовую рубку, были разбиты его носовые орудия. На скорости 30 узлов он внезапно изменил направление движения. Командир 2-й флотилии эсминцев кэптен Уорбертон-Ли был убит. Два немецких эсминца - "Thiele" и "Arnim" пересекли курс англичан и, повернув на запад, легли с ними на параллельный курс, добиваясь попаданий при каждом 5-орудийном залпе. "Thiele" выпустил две одиночные торпеды, "Havock" пять, "Arnim" одну - все мимо.

"Hardy" вышел из строя, пытаясь устранить неисправности. В этот момент последний снаряд попал в его КО. Последовал сильный взрыв и все машины и котлы лидера вышли из строя. Поскольку корабль сбился с курса и должен был вот-вот затонуть, оставшиеся в живых члены экипажа направили его к южному берегу Уфут-фиорда, где он мягко сел на банку, не дойдя 150-180 м до каменистого мыса, и был покинут командой. Возмездие постигло лидер англичан, однако и в 'Thiele" попало 7 снарядов с других английских эсминцев. Было разбито орудие № 1, пост управления огнем, попадание в КО № 1, привод рулевого устройства, возникли многочисленные пожары. "Thiele" снизил ход и продолжал стрелять из оставшихся 4-х орудий децентрализованным огнем. "Arnim" увеличил ход, продолжая погоню и стрельбу из орудий, хотя сам получил 5 попаданий, но имел полный ход и всю артиллерию в исправности.

"Havock", находившийся в авангарде, не был обстрелян, но "Hanter" и "Hotspur" неоднократно получали попадания. Теперь настала очередь "Hanter", так как два немецких эсминца изменили курс на обратный и быстро пошли в сторону Нарвика. Получив много попаданий 127-мм и 37-мм снарядов, "Hanter" превратился в пылающий костер. Одна из трех выпущенных по нему с "Thiele" торпед попала в его носовую часть. Он потерял управление и совершил резкий поворот перед носом следующего за ним эсминца "Hotspur". Очень близко подставив ему свою корму, он был протаранен в корму этим эсминцем. Мостик "Hotspur" был так разрушен, что корабль тоже потерял управление, была нарушена связь с МО и эсминцы не могли расцепиться. "Hotspur" врезался в корму "Hanter" на скорости 30 узлов, что ускорило гибель последнего.

Командир "Hotspur" коммандер H.F.H. Layman, дав сейчас же задний ход в попытке освободить нос своего корабля, перешел на кормовой пункт управления, попутно отдав устный приказ в МО. Тем самым он избежал почти неминуемой гибели от следующего попавшего в мостик снаряда, убившего на нем всех. Сцепленные вместе английские эсминцы находились под интенсивным огнем немцев, пока к ним на помощь не вернулись ушедшие вперед "Havock" и "Hostile", еще не имевшие повреждений. "Havock" под командой лейтенанта-коммандера R.E. Courage маневрировал так, чтобы связать боем 3 немецких эсминца, вышедшие в самом начале боя из Харьянгс-фиорда, которые быстро приближались. Наконец "Hotspur" смог самостоятельно освободиться от кормы избитого "Hanter" и вместе с "Hostile" и "Havock" они пошли к выходу из Уфут-фиорда. Чуть позднее "Hanter" затонул.

Оглавление

Hosted by uCoz