Оглавление

С уменьшением дистанции артиллерийской дуэли в "Arnim" и Thiele" стали чаще попадать снаряды англичан. Они получили повреждения, прекратили преследование и пошли в Нарвик. "Zenker", "Koelner" и "Giese" еще некоторое время продолжали преследование, но затем также прекратили его, вытащив на обратном пути из ледяной воды 50 человек с затонувшего "Hanter". Хотя "Giese" принимал участие в бою с почти пустыми цистернами, остальные два немецких эсминца имели по полному запасу топлива, поэтому ссылка на нехватку топлива, как причину возвращения, не совсем уместна.

"Hostile", "Havock" и поврежденный "Hotspur" продолжали уходить из Уфут-фиорда. Позади они оставили затонувший "Hanter" и свой лидер "Hardy", приткнувшийся к берегу и оставленный экипажем. Бой закончился в 6 ч. 30 м. Кэптен Уорбертон-Ли за этот бой был позднее посмертно награжден крестом Виктории. Таким образом первыми двумя крестами Виктории были награждены командиры эсминцев.

На выходе из фиорда раздались последние в этот день взрывы, когда английские эсминцы нанесли еще один, хотя и косвенный, но очень чувствительный удар по оставшимся в Нарвике эсминцам. К несчастью для немцев в этот момент в фиорд входил их транспорт "Rauenfels" с боеприпасами для эсминцев и десанта, а также предметами снабжения для войск. Два артиллерийских залпа с эсминца "Havock" превратили транспорт водоизмещением 8460 тонн в огромный взрывающийся столб огня и дыма.

Таким образом 5 английских эсминцев, вооруженных 4-5 - 120-мм орудиями каждый вступили в бой с 10 более крупными немецкими, имеющими по 5 - 127-мм орудий. Элемент неожиданности первоначально дал англичанам преимущества и в дальнейшем уравновешивал силы немцев дефектами их торпед и недостатком топлива на некоторых кораблях. Немцы не должны были вести себя так беспечно. Они должны были представлять себе, что, хотя они и появились там первыми, королевские ВМС обязательно должны были нанести визит, скорее раньше, чем позже. В результате боя по два эсминца с каждой стороны были потоплены, еще 3 немецких и 1 английский тяжело повреждены. В бою погибли оба командира соединений эсминцев - кэптен Уорбертон-Ли и капитан цур зее Бонте. Хотя немцы и одержали победу над остатками 2-й флотилии англичан, последнее слово еще не было сказано.

Потери на "Hardy" насчитывали 18 человек убитыми в бою, двух пропавших посчитали утонувшими, 9 тяжело раненых и из оставшихся в какой-то мере были почти все ранены, кроме 15-20 человек. На "Hanter" потери были больше. Все, за исключением 50 спасенных немцами, погибли вместе с кораблем, но и из этих спасенных 10 умерли в результате переохлаждения после пребывания в ледяной воде. Экипаж "Hardy" с помощью подручного материала перебрался на берег и переправил туда же раненых. Вскоре появились норвежцы с теплой одеждой и горячей едой. Позднее прибыл доктор и организовал перевозку раненых в Harstad. Легко раненые и здоровые члены экипажа были размещены в поселке Балланген, еще не занятом немцами. После боя 13 апреля все они были вывезены в Англию.

Выстрелы снарядов и взрывы торпед стихли и в фиорды вернулась тишина. Корветен-капитан Бей, под чьим командованием находились теперь немецкие эсминцы, начал оценивать ситуацию. "Schmitt" затонул, "Heidkamp" медленно погружался, и команда снимала с него орудия и боеприпасы. "Roeder" (пять попаданий, полностью лишился хода), 'Thiele" (семь попаданий), "Arnim" (пять попаданий, одно КО не работает) и "Ludemann" (разбито орудие № 1, затоплены погреба боезапаса) имели повреждения разной степени. "Kunne" не имел боевых повреждений и уже отремонтировал свою машину. "Zenker", "Koelner" и "Giese" не имели боевых повреждений, но расстреляли половину своего боезапаса Хотя в гавани Нарвика было потоплено значительное число транспортных судов, небольшой танкер "Jan Willem" чудесным образом уцелел и был готов продолжать пополнять топливом немецкие эсминцы. Поздним утром 10 апреля "Zenker" и "Giese" заправлялись топливом у борта танкера "Jan Willem", а остальные корабли начали интенсивный ремонт. Экипаж вернулся на "Heidkamp" и начал снимать с него орудия и боеприпасы.

Немецкие эсминцы, избежавшие до сих пор повреждений, истратили больше половины своих боеприпасов без надежды на немедленное их пополнение. Они испытывали серьезный недостаток топлива и ежечасно опасались неизменно оказаться в ловушке в норвежских фиордах. С другой стороны англичане имели на выходе из Вест-фиорда превосходящие силы, включающие линкор "Warspite", крейсер "Penelope", 3 эсминца типа "Tribal" и 5 других. В этих обстоятельствах можно было предположить, что процесс уничтожения неприятеля надолго отложен не будет.

Старший офицер уцелевших английских эсминцев коммандер Layman с эсминца "Hotspur", чей корабль утратил боеспособность в результате попаданий множества снарядов, передал командование коммандеру Whight, командиру "Hostile". Последний, встретив крейсер "Penelope" в Вест-фиорде, предложил его командиру кэптену Yates возглавить и повести эсминцы "Hostile" и "Havock" обратно в Нарвик с там, чтобы добить немецкие эсминцы. Сейчас это можно было сделать быстро и легко. Минных полей, как и береговых батарей, прикрывающих порт, в наличии не оказалось, а отдельные подводные лодки были бессильны из-за дефектов их торпед. Конечно, кэптен Yates не знал всего этого и он был, во всяком случае, получателем потока приказов, сообщений и выговоров, как от Адмиралтейства, так и от своего непосредственного начальника вице-адмирала Уайтворта на линкоре "Warspite". Именно поэтому, согласно приговора истории, окончание операции, так превосходно начатой, оказалось таким затяжным и нерешительным.

Командование группы "Запад" приказало Бею ночью прорываться из фиорда с эсминцами "Zenker" и "Giese" и в 20 ч.40 м. оба эти эсминца, пополнив запасы топлива, под командованием корветен-капитана Бея вышли из Нарвика, чтобы попытаться прорваться в Германию.

Хотя уже наступила темнота, условия для прорыва не были идеальными, так как небо было безоблачным, видимость хорошая. Проходя по фиорду, Бей приказал эсминцам "Thiele" и "Kunne" выйти из гавани Нарвика к месту нахождения остова "Hardy", чтобы произвести повторный поиск в то время, как он пойдет на запад. Когда "Zenker" и "Giese" подошли к выходу из Уфут-фиорда, облако дыма, как показалось от нескольких английских эсминцев, произвело ложную тревогу - в действительности это догорал корпус транспорта "Rauenfels". Продолжая идти западным курсом, в 22 ч.05 м., пройдя остров Баре, немцы заметили тени, которые приняли за эсминцы. Про тень большого размера подумали, что это крейсер - действительно это и был крейсер "Penelope". Английские корабли находились здесь для предотвращения прорыва немцев, но не заметили двух немецких эсминцев. Однако их присутствие поколебало уверенность Бея и случилось невероятное, он приказал поставить дымовую завесу и лечь на обратный курс.

Оглавление

Hosted by uCoz