Пирл-Харбор. Японские торпедоносцы атакуют стоянку линкоров («Battleship Row») приблизительно в 08.00 утра 7 декабря. Фотография сделана с японского самолета. Видны линейные корабли (снизу, слева направо) «Nevada» с флагом на корме; «Arizona» с плавмастерской «Vestal» у борта; «Tennessee» с «West Virginia» рядом; «Maryland» с «Oklahoma» рядом; танкер АО-23 «Neosho» и рядом с ним линкор «California». «West Virginia», «Oklahoma» u «California»уже торпедированы, что отмечено рябью и разрастающимися топливными пятнами ни воде. Слева и в центре видны падения в воду и следы японских торпед. Белый дым вдали с аэродрома Hickam field. Серый дым в середине - от торпедированного крейсера «Helena» у пирса 1010 военно-морской верфи. Японская надпись справа внизу сообщает, что фотография воспроизведена с разрешения морского министерства. (Из собрания N. Н.С.) |
![]() |
Пирл-Харбор. Вертикальный вид на стоянку
линкоров ("Battleship Row"). Фотография сделана с японского бомбардировщика, вскоре после прекращения атаки торпедоносцев и в начале атаки бомбардировщиков горизонтального бомбометания. Видны линейные корабли (слева направо) "Nevada"; далее "Arizona" с плавмастерской "Vestal" у борта; "Tennessee" с "West Virginia" рядом; "Maryland" с "Oklahoma" рядом; танкер "Neosho" виден только частично на срезе снимка. Бомба только что поразила линкор "Arizona" в район кормы, но еще нет попадания бомбы, вызвавшей взрыв носовых боепогребов. "Nevada", "West Virginia" и "Oklahoma" уже торпедированы, накренились на левый борт. Кромка борта последнего уже под водой. Из корпусов выливается нефть, видна рябь и разрастающиеся масляные пятна на воде. Японская надпись справа внизу сообщает, что фотография воспроизведена с разрешения морского министерства. (Коллекция Теодора Хуттона (Theodore Hutton); из собрания N.H.C.) |
![]() |
Вслед за торпедоносцами в атаку вышли бомбардировщики горизонтального бомбометания, несущие тяжелые бронебойные бомбы. А вслед за ними над линкорами появилась еще одна группа бомбардировщиков, среди которых были уже и пикирующие. Эти самолеты тоже добились немало попаданий - два в "California", "Maryland" и "Tennessee", еще несколько в линкор "West Virginia". Очень много авиабомб поразили линкор "Arizona". Одна из бомб взорвалась в помещениях, примыкающих к носовым погребам, в которых сдетонировали снаряды. Взрыв был ужасен. Корабль немедленно затонул. Много попаданий получил также и линкор "Nevada", который привлек внимание японских пилотов тем, что дал ход и попытался выйти из гавани. Линкор сильно горел и медленно погружался воду. В конце концов, ему пришлось приткнуться к берегу в проходе между островом Форда и верфью. Линкор "Pennsylvania", находящийся в доке, не получил столь сильных повреждений, хотя и его не миновали японские бомбы.
В целом же, в результате атаки японцы получили полнейшее превосходство в линейных кораблях. "День позора" ("Day of Infamy") обошелся американцам недешево. Два американских линкора "Oklahoma" и "Arizona" морское командование решило не восстанавливать вообще. Три других линкора "West Virginia", "California" и "Nevada" вышли из строя больше, чем на год. Три оставшихся линкора "Pennsylvania", "Maryland" и "Tennessee", хотя и были восстановлены в течение нескольких недель, тем не менее, не могли противостоять японскому линейному флоту. Ситуацию не могли поправить и три линкора, прибывших с Атлантики в самое ближайшее время.
Японское морское командование могло быть вполне уверенным, что, по крайней мере, со стороны американских линейных сил им ничего не грозит - особенно после потопления двух британских линкоров у малайского побережья. Японские моряки очень четко и грамотно просчитали реальную силу своей морской авиации, но абсолютно недооценили наличие аналогичной силы у американцев. А ведь именно этого, как показали дальнейшие события, им и стоило опасаться.
Рапорт о нападении на Пирл-Харбор USS «Maryland», Flagship
Декабрь 19-е, 1941 год.
От кого. Командующий линейными силами (Commander Battleships, Battle Force).
Для кого. Командующему Тихоокеанским флотом (Commander-in-chief, U.S. Pacific Fleet).
Копии...
Вложения...
Подробности следующие:
1. Во время неожиданного предательского нападения на Пирл-Харбор 7 декабря 1941 года линейные корабли, стоявшие в готовности, зенитный огонь открыли практически сразу же. Плотность огня увеличилась очень быстро, поскольку прислуга еще молчавших зенитных орудий
занимала свои боевые посты по тревоге общего сбора (General Quarters) с похвальной быстротой.
При рассмотрении всех обстоятельств, включая создавшуюся необходимость
управления стрель6ой с места в начале нападения (то есть, отсутствие
управления огнем как такового, если по-русски - каждый стрелял как мог, прим.
ВВС), эффективность стрельбы была довольно высока, что подтверждается 15-17 сбитыми самолетами противника. Следует учитывать, что такой плотный и эффективный огонь
был открыт в очень трудных условиях из-за больших повреждений торпедами и бомбами на части кораблей, а также из-за громадных пожаров разлившейся на воде нефти. Следует отдать должное мужеству и храбрости офицеров и матросов. Мало того, что они создавали эффективный и агрессивный отпор всякой угрозе врага, но они, к тому же еще и боролись за жизнь кораблей, стараясь предотвратить опрокидывание кораблей и разливы топлива по воде.
Большой проблемой стало пополнение боезапаса на поврежденных кораблях из-за
затопления погребов и промежуточных внутренних помещений. В преодолении этой проблемы также была проявлена немалая изобретательность и храбрость.