Оглавление

ПИСЬМА АДМИРАЛА СЕРВЕРЫ

Приведены выдержки из девятнадцати частных писем адмирала Серверы одному из его родственников за время от января до мая 1898 года, то есть незадолго перед Испано-Американской войной.

Письма были опубликованы в испанской печати после окончания войны и вскоре переведены во многих морских изданиях, включая русский "Морской сборник".

Лица, опубликовавшие эти документы и стремящиеся к скорейшему восстановлению истины, хотели доказать миру, что в гибели эскадры виноват не Сервера, а те, кто не придавал значения его многочисленным представлениям и отправили эти злополучные суда на убой, принеся в жертву тщеславным и крикливым джинго лучшие суда испанского флота и жизнь нескольких сотен храбрых моряков.

ПЕРВЫЕ ПИСЬМА 

Первое письмо (Январь 1898)

"Прошло приблизительно около двух лет с тех пор, как я вам писал по поводу наших приготовлений к войне с Соединенными Штатами. Я просил вас тогда сохранить в тайне мое письмо и приберечь его на случай, если бы когда-нибудь пришлось его предоставить в защиту моей деятельности; это может случиться, когда будем испытывать горькое разочарование, подготовляемое нам глупостью, жадностью и неспособностью людей с наилучшими намерениями.

В настоящее время мы опять находимся в одном из критических периодов, предвещающих нам начало нашего конца; я опять пишу вам с целью выяснить мой взгляд и мои действия в этом деле, и прошу вас и это мое письмо положить вместе с прежним, дабы они оба могли таким образом послужить моим военным завещанием.

Относительное военное положение Испании и Соединенных Штатов стало для нас теперь хуже прежнего, потому что мы уже истощены и остались без копейки денег, тогда как наши противники богаты. Наши морские силы увеличились за последнее время лишь крейсером "Cristobal Colon" и истребителями миноносцев, а они увеличили свой флот в значительно большей степени.

Все, что я так часто говорил о наших постройках, теперь печально подтверждаются результатами. Постройка корпуса "Cataluna", начатая уже более восьми лет назад, все еще не окончена. И это происходит в то время, когда нам грозит опасность, которая не в состоянии пробудить людей к патриотизму, между тем как шовинизм находит массу жертв. Вышеуказанные условия судостроения существуют на всех верфях.

Посмотрим сначала, что делается на наших частных заводах: Завод "Maquinista terrestre у maritima" готовит машину для "Alfonso XIII"; Кадикс строит "Filipinas". Если "Carlos V" и не оказался еще вполне неудачным судном, то он все-таки имеет массу недостатков; все было на нем принесено в жертву скорости хода, и поэтому он хромает в силу своего боевого вооружения. Не забудьте, что он весь испанской постройки. Общество "La Grana", как мне передавали, все еще не кончило своих судов. Только крейсеры "Vizcaya", "Oquendo" и "Maria Teresa" оказались хорошими судами своего класса, и хотя они строились в Бильбао, строителем их был англичанин. Таким образом, даже победа с ними была бы нелестна для нас. Что касается нашего административного управления и его проволочек, то об этом не стоит и говорить; оно своей медлительностью просто нас убивает. На "Vizcaya" затвор казенной части одного из 5,5-дюймовых орудий уже два месяца назад как забракован и до сих пор не заменен новым; об этом я узнал лишь вчера вечером; и все это происходит оттого, что так долго тянется официальное дознание. Сколько еще примеров мог бы я привести! Я не задаюсь целью кого-либо обвинять во всем этом, но хочу лишь выяснить, почему мы можем и должны ожидать катастрофы.

Так как нам предстоит испить чашу горечи до дна и так как было бы преступно говорить об этом теперь открыто, то я молчу и с решимостью иду навстречу тем испытаниям, которые Господу Богу будет угодно мне ниспослать. Я уверен, что мы исполним наш долг, ибо воинственный дух личного состава нашего флота превосходен, но молю Бога, чтобы наши затруднения обошлись без войны, так как она во всяком случае была бы для нас гибельною".

Второе письмо

Это письмо было написано адмиралом к одному высокопоставленному официальному лицу в феврале месяце.

"Не будучи в состоянии сообщить вам что-либо новое, я считаю не лишним в настоящую критическую минуту рассмотреть состояние нашего флота. Не будем брать в расчет крейсера "Alfonso XIII", находящегося уже столько лет под испытанием; мы, конечно, уже никогда не будем иметь удовольствие считать его в числе наших военных судов. Теперь же наш флот низведен лишь до трех крейсеров, построенных в Бильбао, затем крейсера "Cristobal Colon", минного крейсера "Destructor" и истребителей "Furor" и "Terror". Три крейсера Бильбао в сущности уже готовы, но их 5,5-дюймовые орудия (главная сила этих судов) совершено бесполезны по причине дурной системы затворов и худого качества имеющихся патронных гильз.

Крейсер "Cristobal Colon", который с военной точки зрения, без сомнения, лучшее из наших судов, до сих пор не получил своих орудий. "Destructor" может нести службу разведочного судна при флоте, хотя скорость его не достаточно для этого велика. "Furor" и "Terror" находятся в хорошем состоянии, но я все-таки сомневаюсь, что бы им удалось вполне воспользоваться своими 75-мм пушками. Что касается запасов, необходимых для флота, то мы часто нуждаемся в самом необходимом. В здешнем порте (то есть в Кадиксе) мы даже не были в состоянии нагрузиться углем и как в Барселоне, так и здесь мы не могли получить даже половины необходимого нам количества сухарей, да и это-то мы заполучили только потому, что я заказал здесь 8000 кг (500 пуд.). Мы еще не имеем карт американских вод, хотя я полагаю, что они для нас уже заказаны; теперь же нам во всяком случае еще нельзя трогаться с места. Независимо от неудовлетворительного состояния наших материальных средств, я могу с удовольствием сообщить вам, что нравственное состояние личного состава флота превосходно, и что страна найдет в нем все, чего могла бы от него потребовать. Жаль, что недостаток в лучших и более обильных материальных средствах и иные меньшие недочеты мешают нам довести личный состав до такого состоянии, чтобы он мог хорошо выполнять свою роль!"

 Оглавление

Hosted by uCoz