Оглавление

СТАЛИНСКИЕ ЛИНКОРЫ

Муженинов В.Б.

По материалам РГА ВМФ.

Часть 1. Появление проекта.

Стремясь к мировому господству Сталин в начале 30-х годов взял курс на создание самой большой в мире армии и военно-морского флота. Вся экономическая мощь страны была подчинена этой цели. На заседании Государственного Комитета Обороны (ГКО) 11 июля 1931 года, посвященном развитию военно-морских сил, Сталин изрек, что постройку большого флота начинать надо с малых кораблей и "...не исключено, что через пять лет будем строить линкоры". Время показало, что эта фраза не оказалась пустыми словами - именно через пять лет вождь решает, что настало время создания линейных кораблей, и 16 июля 1936 года правительство принимает постановление о строительстве восьми линкоров. В постановлении указывается наркоматам оборонной и тяжелой промышленности (НКОП и НКТП), что строительство линейного флота "в кратчайшие сроки и усиленными темпами" является для них центральной оборонной задачей на ближайшие годы, для решения которой должны быть мобилизованы все средства и возможности. Тогда же, в 1936 году, руководство военно-морскими силами выдвигает (разумеется, с одобрения Сталина) программу создания ни много, ни мало самого большого флота в мире. Нелишне напомнить, что в это время Советский Союз занимал шестое место в мире по суммарному водоизмещению (немногим больше 300 тысяч тонн) боевых кораблей после Англии, Соединенных Штатов, Японии, Франции и Италии. К концу 1943 года планировалось выйти на первое место, как по суммарному водоизмещению, так и по количеству кораблей.

Предложенная на рассмотрение программа предусматривала постройку восьми линкоров водоизмещением по 45 тысяч тонн и шестнадцати линкоров по 31 тысячи тонн. Сегодня стало очевидным, что строительство мощных линейных сил ведущими морскими державами накануне Второй мировой войны было бесполезной тратой сил и средств. Но тогда это понимали лишь немногие. На фоне уже известных событий особенно бессмысленно выглядит постройка линкоров в СССР перед началом войны с Германией, исход которой решался в гигантских сражениях на сухопутном фронте.

Но, тем не менее, история проектирования и строительства советских линкоров заслуживает подробного рассмотрения, - уже хотя бы потому, что эти работы поглотили огромные силы и средства.

К середине 30-х годов, когда Сталин пришел к мысли о своевременности постройки линкоров, опыт проектирования тяжелых артиллерийских кораблей в Советском Союзе был полностью утрачен. Революция и гражданская война безвозвратно поглотили большую часть опытных специалистов-кораблестроителей. Невосполнимой утратой для отечественного кораблестроения стала смерть в 1919 году И.Г. Бубнова, перед революцией руководившего проектированием дредноутов типа "Севастополь" и "Измаил". Но, тем не менее, решение было принято, и работа началась.

К сентябрю 1935 года Военно-морская академия (ВМА) по заданию Начальника Морских Сил (НМС, или как тогда говорили "наморси") В.М. Орлова провела ряд опытных разработок по линейным кораблям. Результаты их были обобщены в исследовании "Большие артиллерийские корабли", в котором специалисты академии Л.Г. Гончаров, С.П. Ставицкий, А.П. Шершов, В.А. Белли, Е.Е. Шведе и другие пришли к выводу, что линейные корабли Советскому Союзу нужны, и они должны быть двух типов:
- Большие линейные корабли или как их называли "линкоры А", предназначенные для открытых океанских театров (Тихий и Северный Ледовитый океаны) и способные вести бой с любыми самыми мощными линейными кораблями вероятного противника, как уже существующими, так и строящимися.
- Малые линейные корабли "линкоры Б" для закрытых морей (Балтийского, Черного) предназначался для уничтожения "вашингтонских крейсеров" и строящихся Германией "карманных линкоров".

ПРЕДЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ

В 1935 году по заданию руководства ВМС в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИВК) началось исследовательское или предэскизное проектирование линейных кораблей. Одновременно такие же разработки проводились в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения (ЦКБС-1, с начале 1937 года - ЦКБ-17) и в Конструкторском бюро Балтийского завода (КБ-4). Целью этого этапа работ была проверка совместимости предъявляемых требований и разработка обоснованных тактико-технических заданий (ТТЗ) на проектирование линейного корабля.

По воспоминаниям Л.А. Гордона, занимавшегося предэскизным проектированием линкора "А" в НИВКе трудность заключалась в отсутствие проектов, которые служили бы прототипом. Ни моряки, ни кораблестроители не имели ясного представления каким должен быть современный линейный корабль: расположение и число орудий главного калибра, бронирование, скорость и т.д. Сведения о современных строящихся линкорах за границей держались в секрете, а появляющаяся в печати информация была недостоверной. Поэтому проектировщики не могли даже в первом приближении составить грамотную нагрузку проектируемого корабля. Оставалось только вести проработки большого количества вариантов, чтобы найти оптимальное соотношение всех тактико-технических данных линкора.

Предэскизные проекты или, как их иногда называли, "эскизы" представляли собой самые приближенные наброски будущего корабля. Один из таких проектов конструкторского бюро Балтийского завода приводится на рисунке. С первого взгляда видно, что в данном случае за прототип был взят английский "Nelson". Но конструкция противоминной защиты уже итальянская.

Оглавление

Hosted by uCoz