Оглавление

После всевозможных согласований и заключений оба проекта 2 ноября 1936 года были рассмотрены правительством на заседании Совнаркома в присутствии Сталина. При обсуждении проектов представители от ВМФ выступили с резкой критикой, заявив, что бюро не смогли справиться с заданием, так как водоизмещение оказалось выше требуемого ими.

ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ 2.11.1936 г. ЦКБС-1 КБ-4
Водоизмещение стандартное 44.900 тонн 45.900 тонн
Вооружение:
Главный калибр 9 406-мм 9 406-мм
Средний калибр 12 152-мм 12 152-мм

Зенитный калибр

12 100-мм

12 100-мм

Зенитные автоматы

40 37-мм

40 37-мм

Бронирование:

Главный пояс

380 мм

380 мм

Верхний пояс

200 мм

220 мм

Палубы

50 + 135 мм

50 + 135 мм

Лобовые плиты башен ГК

425 мм

420 мм

Ширина ПМЗ

7,3 - 7,5 м

?

Мощность механизмов

180.000 л.с.

?

Скорость

30 узлов

30 узлов

Дальность плавания

7.000 миль

?

В целом же на совещании предпочтение отдали проекту КБ-4, и, после внесения дополнений и изменений в проект, Управление военно-морских сил (УВМС) согласилось на увеличение водоизмещения до 46-47 тысяч тонн, но потребовали некоторого усиления горизонтального бронирования. Названная величина считалась моряками пределом, и была поддержана и утверждена правительством. Разработка технического проекта линкора "А" была поручена КБ-4 (главный конструктор Б.Г. Чиликин)

ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

Несмотря на все ухищрения конструкторам КБ-4, как и прежде, не удалось "уложиться" в разрешенные 47.000 тонн. Разработанный ими первый вариант технического проекта вооружением, толщиной главного пояса и скоростью не отличался от эскизного. Правда для достижения 30-узловой скорости, учитывая рост водоизмещения, мощность механизмов пришлось увеличить до 225 тысяч л.с. Но, даже с уменьшением толщины броневых палуб (25+50+180 мм против заданных на совещании толщин палуб 30+50+180 мм.) и утоньшением верхнего броневого пояса с 220 до 200 мм, стандартное водоизмещение увеличилось до 48.415 тонн. Пришлось решиться и на небольшое уменьшение ширины конструктивной подводной защиты. В техническом проекте она равнялась 7 метрам.

Продолжая настаивать на своем требовании, Управление кораблестроения УВМС потребовало также разработки в бюро и второго варианта, соответствовавшего заданному бронированию и водоизмещению 47.000 тонн. Он также был проработан конструкторами, несмотря на явную нереальность этого варианта.

4 июля 1937 года на совещании у Сталина в присутствии Начальника Морских Сил В.М. Орлова и начальника Главморпрома И.Ф. Тевосяна состоялось рассмотрение вариантов "I" и "II" технического проекта.

По воспоминаниям главного конструктора проекта Б.Г. Чиликина, кораблестроители во главе с И.Ф. Тевосяном готовились к большому спору на совещании с моряками. Но, к удивлению многих, Начальник Морских Сил В.М. Орлов неожиданно заявил, что согласен с конструкторами. Как оказалось, в апреле 1937 года перед самым завершением работ по техническому проекту, военно-морское командование вдруг узнало, что строящиеся заграничные линкоры будут иметь стандартное водоизмещение значительно большее, чем объявленное официально. Поэтому, отказавшись от своих ограничений, моряки согласились с увеличением водоизмещения советского линкора до 55-57 тысяч тонн.

НОВЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (4 июля 1937 г.)

Водоизмещение стандартное

55-57 тыс. т

Вооружение:

Главный калибр

9 406-мм

Средний калибр

12 152-мм

Зенитный калибр

12 100-мм

Зенитные автоматы

40 37 мм

Бронирование:

Главный пояс

380 мм

Верхний пояс

220 мм

Ширина ПМЗ

7,5 м

Скорость

29 узлов

Скорость при форсировании

30 узлов

Дальность плавания

6000-8000 миль

Очень активное участие в обсуждении проектов принял Сталин, который все время бросал реплики. Обычно подобные совещания заканчивались обращением председательствующего Молотова к Сталину: "Как решим?" В этот раз Сталин ответил, что надо принять предложение конструкторов. Решено было продолжить разработку техпроекта по новому "III-му" варианту. Но составление нового проекта требовало еще четыре-пять месяцев.

По воспоминаниям К.П. Ефремова - Начальника Отдела проектирования надводных кораблей НИВКа - конструкторское бюро представило на рассмотрение три схемы бронирования линкора с одинаковыми весовыми показателями, не остановившись ни одной из них и не высказав своего определенного мнения. После заседания Нарком обороны К.Е. Ворошилов вызвал к себе флотских специалистов С.П. Ставицкого, Л.Г. Гончарова, И.И. Грена, Н.И. Игнатьева и спросил их мнения о бронировании линкора. Никто, как оказалось, не смог сказать ничего определенного, а для анализа представленных бюро схем запросили полтора-два года. Если вспомнить при этом, что шел 1937 год ничего удивительного в этом нет.

Оглавление

Hosted by uCoz