После всевозможных согласований и заключений оба проекта 2 ноября 1936 года были рассмотрены правительством на заседании Совнаркома в присутствии Сталина. При обсуждении проектов представители от ВМФ выступили с резкой критикой, заявив, что бюро не смогли справиться с заданием, так как водоизмещение оказалось выше требуемого ими.
ЭСКИЗНЫЕ ПРОЕКТЫ 2.11.1936 г. | ЦКБС-1 | КБ-4 |
Водоизмещение стандартное | 44.900 тонн | 45.900 тонн |
Вооружение: | ||
Главный калибр | 9 406-мм | 9 406-мм |
Средний калибр | 12 152-мм | 12 152-мм |
Зенитный калибр |
12 100-мм |
12 100-мм |
Зенитные автоматы |
40 37-мм |
40 37-мм |
Бронирование: |
||
Главный пояс |
380 мм |
380 мм |
Верхний пояс |
200 мм |
220 мм |
Палубы |
50 + 135 мм |
50 + 135 мм |
Лобовые плиты башен ГК |
425 мм |
420 мм |
Ширина ПМЗ |
7,3 - 7,5 м |
? |
Мощность механизмов |
180.000 л.с. |
? |
Скорость |
30 узлов |
30 узлов |
Дальность плавания |
7.000 миль |
? |
В целом же на совещании предпочтение отдали проекту КБ-4, и, после внесения дополнений и изменений в проект, Управление военно-морских сил (УВМС) согласилось на увеличение водоизмещения до 46-47 тысяч тонн, но потребовали некоторого усиления горизонтального бронирования. Названная величина считалась моряками пределом, и была поддержана и утверждена правительством. Разработка технического проекта линкора "А" была поручена КБ-4 (главный конструктор Б.Г. Чиликин)
Несмотря на все ухищрения конструкторам КБ-4, как и прежде, не удалось "уложиться" в разрешенные 47.000 тонн. Разработанный ими первый вариант технического проекта вооружением, толщиной главного пояса и скоростью не отличался от эскизного. Правда для достижения 30-узловой скорости, учитывая рост водоизмещения, мощность механизмов пришлось увеличить до 225 тысяч л.с. Но, даже с уменьшением толщины броневых палуб (25+50+180 мм против заданных на совещании толщин палуб 30+50+180 мм.) и утоньшением верхнего броневого пояса с 220 до 200 мм, стандартное водоизмещение увеличилось до 48.415 тонн. Пришлось решиться и на небольшое уменьшение ширины конструктивной подводной защиты. В техническом проекте она равнялась 7 метрам.
Продолжая настаивать на своем требовании, Управление кораблестроения УВМС потребовало также разработки в бюро и второго варианта, соответствовавшего заданному бронированию и водоизмещению 47.000 тонн. Он также был проработан конструкторами, несмотря на явную нереальность этого варианта.
4 июля 1937 года на совещании у Сталина в присутствии Начальника Морских Сил В.М. Орлова и начальника Главморпрома И.Ф. Тевосяна состоялось рассмотрение вариантов "I" и "II" технического проекта.
По воспоминаниям главного конструктора проекта Б.Г. Чиликина, кораблестроители во главе с И.Ф. Тевосяном готовились к большому спору на совещании с моряками. Но, к удивлению многих, Начальник Морских Сил В.М. Орлов неожиданно заявил, что согласен с конструкторами. Как оказалось, в апреле 1937 года перед самым завершением работ по техническому проекту, военно-морское командование вдруг узнало, что строящиеся заграничные линкоры будут иметь стандартное водоизмещение значительно большее, чем объявленное официально. Поэтому, отказавшись от своих ограничений, моряки согласились с увеличением водоизмещения советского линкора до 55-57 тысяч тонн.
НОВЫЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ (4 июля 1937 г.)
Водоизмещение стандартное |
55-57 тыс. т |
Вооружение: |
|
Главный калибр |
9 406-мм |
Средний калибр |
12 152-мм |
Зенитный калибр |
12 100-мм |
Зенитные автоматы |
40 37 мм |
Бронирование: |
|
Главный пояс |
380 мм |
Верхний пояс |
220 мм |
Ширина ПМЗ |
7,5 м |
Скорость |
29 узлов |
Скорость при форсировании |
30 узлов |
Дальность плавания |
6000-8000 миль |
Очень активное участие в обсуждении проектов принял Сталин, который все время бросал реплики. Обычно подобные совещания заканчивались обращением председательствующего Молотова к Сталину: "Как решим?" В этот раз Сталин ответил, что надо принять предложение конструкторов. Решено было продолжить разработку техпроекта по новому "III-му" варианту. Но составление нового проекта требовало еще четыре-пять месяцев.
По воспоминаниям К.П. Ефремова - Начальника Отдела проектирования надводных кораблей НИВКа - конструкторское бюро представило на рассмотрение три схемы бронирования линкора с одинаковыми весовыми показателями, не остановившись ни одной из них и не высказав своего определенного мнения. После заседания Нарком обороны К.Е. Ворошилов вызвал к себе флотских специалистов С.П. Ставицкого, Л.Г. Гончарова, И.И. Грена, Н.И. Игнатьева и спросил их мнения о бронировании линкора. Никто, как оказалось, не смог сказать ничего определенного, а для анализа представленных бюро схем запросили полтора-два года. Если вспомнить при этом, что шел 1937 год ничего удивительного в этом нет.