К. Б. СТРЕЛЬБИЦКИЙ
К 1877 году Османская империя имена значительные владения в Европе, частью естественной северной границы которых являлась река Дунай (турецкое название - Туна). Под турецким контролем находился весь правый берег Дуная от его впадения в Черное море и выше по течению до устья реки Тимок (нынешний 846-й км). Столь большая речная граница являлась причиной того, что на Дунае постоянно дислоцировалось значительное количество военных кораблей Османского военного флота (Osmanli Bahriye).
К 12 апреля 1877 года, когда русский Император Александр II подписал Высочайший Манифест об объявлении войны Османской империи, в состав турецкой Дунайской флотилии (Tuna Firka), которой командовал адмирал Мехмет Ариф (Ариф-паша), входили девять мониторов и пять канонерских лодок, а так же более мелкие вооруженные и невооруженные суда и плавучие средства. При этом турецкая флотилия не просто являлась самой мощной на реке, но и значительно превосходила все военно-речные силы остальных придунайских государств вместе взятые. К тому же, имея под своим полным контролем Георгиевское и Сулинское гирла в дельте Дуная, турки могли свободно перебрасывать из эту реку дополнительные военные корабли из Черного моря. Другим путем увеличения флотилии могла быть мобилизация в ее состав судов Османской Дунайской пароходной компании (Idare-i Nehriye), и в ходе войны турецкое командование использовало обе эти возможности. Описания боевых действий на Дунае в русско-турецкую войну 1877-1878 годов неоднократно публиковались на русском языке, однако помещенная в отечественных источниках информация о турецких речных кораблях была далеко не полной и не всегда точной. Ниже читателям "Бриза" предлагается специально подготовленный для сборника справочный материал, содержащий подробные данные об турецких военных кораблях, являвшихся противниками русских и румын в ходе боевых действий 1877 года в бассейне Дуная. Для каждого корабля приводятся его основные тактико-технические характеристики по состоянию на 1877 год, а также дается историческая справка о его судьбе. Названия кораблей даются в русской и латинской транскрипции, уточненной у коллег из Стамбульского морского музея; отдельно дается их перевод на русский язык. Даты указаны по старому и новому стилю.
МОРСКИЕ МОНИТОРЫ
"ЛЮТФ-Ю ЦЕЛИЛЬ" ("LUTF-U CELIL") ,"ХИВЗ-УР РАХМАН" ("HIVZ-UR RAHMAN")
"Lutf-u Celil" - "Божеская милость"
"Hivz-ur Rahman" - "Милосердный покровитель"
Официальная классификация - башенные броненосцы береговой обороны.
Мониторы построены во Франции в 1868 -1870 годах по египетскому заказу на верфи "С.А.де Шантье э Ателье де ла Жирон" ("SA des Chantiers el Ateliers de la Gironde") в Бордо. Корабли были заложены в 1868 году и еще в процессе постройки на стапеле, 29 августа 1868 года переданы турецкому флоту. Корабли были спущены на аоду в 1869 году, и в марте 1870 года вступили в строй. В дальнейшем они служили на Дунае, где приняли участие в боевых действиях русско-турецкой войны. "Лютф-ю Целиль" потоплен во время боев у входа в Мачинский рукав Дуная 29 апреля (10 мая) 1877 года, в районе Ириали (Брэилы) русской полевой артиллерией со всем экипажем - погибли около 150 человек из находившихся на борту. "Хифз-ур Рахман" переведен в 1878 году в метрополию и в 1909 году исключен из списков действующего флота и продан из слом.
Водоизмещение |
2540 т |
Длина |
64,4 (62,2) м |
Ширима |
13,6 м |
Осадка. |
4,4 м |
1 горизонтальная 3-цилиндровая паровая машина системы "Компаунд"; |
|
2 угольных паровых котла локомотивного типа; |
|
2 гребных винта; |
|
Мощность машины |
2000 л.с. |
Скорость максимальная |
12 узлов |
Запас топлива |
300 т |
Бронирование: |
|
борт |
88-140 мм |
оконечности |
117 мм |
орудийные башни |
127 - 140 мм |
Вооружение: |
два 225-мм орудия системы Армстронга; |
Экипаж |
121 человек (включая12 офицеров) |