РЕЧНЫЕ МОНИТОРЫ
"БЁГЮРТЛЕН" ("BEGURTLEN"), "ИШКОДРА" ("ISKODRA"), "ПОДГОРИЧЕ" ("PODGORICE"), "СЕМЕНДИРЕ" ("SEMENDIRE"), "ФЕТХ-ЮЛЬ ИСЛАМ" ( "FETH-ULISLAM")
Все корабли этого типа носили названий европейских населенных пунктов Османской империи, за исключением головного корабля серии - "Feth-ulislam" - "Победа ислама".
Корабли построены в 1864 - 1865 годах специально для службы на турецких внутренних водах. Строились по турецкому заказу на верфи "С.А. де Форж э Шантье де ла Медитерране" ("SA de Forges et Chantiers de la Mediterranee"). Заложены в 1864 году, в следующем году спущены на воду и вступили в строй. "Ишкодра" и "Подгориче" в 1865 - 1871 года служили на озере Ишкодра (Скадарское), а затем были переведены на Дунай, где постоянно несли службу остальные корабли этого типа.
"Ишкодра" и "Подгориче" выведены из строя своими экипажами и захвачены 04(16) июля 1877 года русскими войсками в Небуле (Никополь) и 11(24) сентября 1877 года официально зачислены в списки Российского Императорского флота как мониторы "Систово" и "Никополь" соответственно. Они были исключены из списков русского флота 30 октября (13 ноября) 1889 года, после чего "Никополь" сдан на слом, а "Систово" переоборудован в баржу "N.6". Три остальных корабля этого типа в 1878 году переведены в Турцию, где и находились до конца свей службы. "Семендире" в 1879 году переименован в "Мемдухийе" ("Memduhiye"). Списаны/пошли на слом корабли в 1880/1886 году ("Бегюртлен"), в 1902/1909 году ("Мемдухийе") и в 1908/1909 году ("Фетх-юль Ислам").
Водоизмещение | 335 т |
Длина | 31,5 (30,5) м |
Ширина | 98 м |
Осадка | 1,7 м |
Механизмы: | |
2 паровых 1-цилиндровых машины ВД | |
2 угольных паровых котла; . ... | |
2 гребных винта; | |
Мощность машины | 290 л.с. |
Скорость максимальная | 8 узлов. |
Запас топлива | 20 т |
Бронирование: | |
борт | 51 - 76 мм |
надстройка . | 12,5 - 76 мм |
Вооружение: | два 150-мм орудия системы Армстронга; шесть 76-мм орудий Армстронга; 4 шестовых мины. |
Экипаж | 50 человек (включая 10 офицеров) |
МОНИТОР "ПОДГОРИЧЕ" В 1877 ГОДУ
Флаг (красный прямоугольник на желтом поле) обозначал сигнал "Готов к открытию огня"