БРОНЕНОСНЫЙ ТАРАН "AZUMA".
Азума - древний японский землевладельческий дворянский род, отличившийся в мореплавании. Так же называется территория восточнее горы Фудзияма.
Проект разработал французский инженер Mr. L'Arman. Он же был строителем корабля. Построен во Франции, на судостроительной верфи "L'Arman Freres" в Бордо. 1863 - 21.6.1864 - 25.10.1864.
D: 1390 (нор) ts; 1560 (пол) тм.
Д: 779 BRT.
L: 48,0 (пп); 50,48 (КВЛ); 56,96 (нб).
В: 9,9 (КВЛ).
Т: 4,80 (ср).
Композитный корпус (железные шпангоуты с деревянной обшивкой) в подводной части был покрыт медными листами против обрастания. Носовая часть имеет сильно выступающий вперед таран, шпирон которого является продолжением киля. На расстоянии примерно 2/3 длины от форштевня киль раздваивается, образуя между обоими ветвями в подводной части обводы в виде арки. Соответственно корабль имел 2 вала с винтами и 2 руля. Вертикальный борт на высоте 0,8 м от ватерлинии загибался внутрь. Между броневыми казематами и позади кормового устроен тонкий фальшборт, который при угрозе сражения убирался без вреда для судна. Как и его собрат этот корабль строился неряшливо, во время службы сильно и постоянно протекал из-за плохой подгонки деталей набора и обшивки.
Броня - кованое железо. Пояс по ватерлинии 114 мм. Артиллерия достаточно хорошо для того времени защищена - носовой каземат 102 мм, кормовой каземат 140 мм. Вся броня укладывалась на тиковую подкладку. Общая толщина борта доходила до 0,7 метра. Корабль имел 2 броневых каземата на верхней палубе: носовой образован продолжением вверх брони бортов и прикрыт сзади закругленным броневым траверзом (то есть в плане имел треугольную форму), кормовой - перед грот-мачтой - восьмиугольный (с закругленными углами и в плане близкий к овалу), по всей ширине корпуса.
Механизмы и котлы изготовлены в Гавре заводом "Mazeline".
2 ГПМ 2-цилиндровые простого расширения. Котлы: 2 коробчатых.
1 МО - 1 КО - 1 дымовая труба.
2 4-лопастных винта.
По проекту: 300 н.л.с. = 9,0 уз.
На испытаниях (9.10.1864): 1300 и.л.с. 10,8 уз. Под одной машиной 5,5 уз. Запас топлива: ок.100 т.угля. Дальность плаванья: 1200 (8) миль.
2 руля обыкновенного типа. Время полной циркуляции - ок.4 мин. Вполне удовлетворительная устойчивость на курсе как под парами, так и под парусами. Имел тяжелый ход. Таранный форштевень поднимал очень большой бурун.
Первоначально получил парусное вооружение брига (S парус. = более 700 кв.м). Русленя снаружи корпуса.
1 229-мм/ (300-фунтовые, Армстронга) в носовом каземате.
4 160-мм/ (70-фунтовые, Армстронга) в кормовом каземате. Позже только 2 160-мм орудия.
Позже добавлены 4 6-фунтовых пушки Армстронга.
Экипаж: 130 чел. (позже - до 142 чел.) СУДЬБА КОРАБЛЯ.
Броненосец-таран "Azuma" заложен в 1863 году под названием "Sphinx" для американских конфедератов. Второй корабль этого типа "Cheops" (потом немецкий "Prinz Adalbert"), построен на этой же верфи. "Sphinx" 31.3.1864 года куплен Данией, переклассифицирован в броненосную лодку и назван "Staerkodder". В октябре 1864 года в Копенгагене лодка переименована в "Olinde", а вскоре, в январе 1865 года, передана конфедератам. 3.2.1865 года переименована в "Stonewall Jackson". При блокаде Ла Коруны в 1865 году корабль перешел в руки северо-американских штатов. В 1867 году куплена флотом Сегуна. 24.4.1868 года под японским флагом, но с американским экипажем, перешел в Иокогаму. Некоторое время броненосец использовался как база американского торгового представительства, в связи с чем на нем был поднят американский флаг. В январе 1869 года передан императорскому флоту и переименован в "Kotetsu-Kan". Во время гражданской войны 1867-1869 годов участвовал в боевых действиях, в частности в июне 1869 года у побережья Хакодате. В декабре 1871 года переименован в "Azuma". 28.1.1888 года корабль исключен из списков действующего флота и сдан к порту. Разобран на металл только в 1908 году.
БРОНЕНОСНЫЙ ТАРАН "AZUMA" (1866)