Оглавление

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

(Включены эсминцы, строившиеся для японского флота в межвоенный период и во время Второй .мировой войны, проекты которых принципиально соответствовали данному периоду. С конца 20-х годов миноносцы а японском флоте классифицировались по 3 категориям в зависимости от величины: эсминцы 1-го класса (Kuchikukan Toku Gata; все эсминцы типа "Fubuki" и последующие); эсминцы 2-го класса (Kuchikukan Otsu Gata; остающиеся в строю эсминцы постройки периода Первой мировой войны; к ним были причислены также эсминцы типа "Akizuki", вероятно, исходя из их назначения (сопровождение соединений) и уменьшения калибра орудий до 100 мм); миноносцы (Suiraitei; миноносцы водоизмещением до 1000 тонн). Уже во время войны в японском флоте появились эскортные миноносцы (Kuchikukan Tei Gata).

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ типа "FUBUKI"

№ при зач. С 1.08.1928 Закладка Сп. на воду Готовность Верфь-строитель
"35" "Fubuki" 19.06.1926 15.11.1927 10.08.1928 Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"
"36" "Shirayuki" 19.03.1927 20.03.1928 18.12.1928 "Yokohama Docks" (Yokohama)
"37" "Hatsuyuki" 12.04.1927 29.09.1927 30.03.1929 Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"
"38" "Miyuki" 30.04.1927 26.06.1928 29.06.1929 "Uraga Dock Co., Ud." (Tokyo)
"39" "Murakumo" 25.04.1927 27.09.1928 10.05.1929 "Fujinagata Zosensho " (Osaka)
"40" "Shinonome" 12.08.1926 26.11.1927 25.07.1928 Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho"
"41" "Usugumo" 21.10.1926 26.12.1927 26.07.1928 "Ishikawajima Zosensho" (Tokyo)
"42" "Shirakumo" 27.10.1926 27.12.1927 28.07.1928 "Fujinagata Zosensho" (Osaka)
"43" "Isonami" 18.10.1926 24.11.1927 30.06.1928 "Uraga Dock Co., Ltd." (Tokyo)
"44" "Uranami" 28.04.1927 29.11.1928 30.06.1929 Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho"

"45"

"Ayanami"

20,01.1928

5.10.1929

30.04.1930

"Fujinagata Zosensho" (Osaka)

"46"

"Shftlnemi"

6.07.1928

22.06.1929

24.12.1929

Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"

"47"

"Asagiri"

12.12.1928

18.11.1929

30.06.1930

Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho"

"48"

"Yugiri"

1.04.1929

12.05.1930

3.12.1930

Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"

"49"

"Amaglri"

28.11.1928

27.02.1930

10.11.1930

"Ishikawajima Zosensho" (Tokyo)

"50"

"Sagiri"

28.03.1929

23.12.1929

31.01.1931

"Uraga Dock Co., Ud." (Tokyo)

"51"

"Oboro"

29.11.1929

8.11.1930

31.10.1931

Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho"

"52"

"Akebono"

25.10.1929

7.11.1930

31.07.1931

"Fujinagata Zosensho " (Osaka)

"53"

"Sazanami"

21.02.1930

6.06.1931

19.05.1932

Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"

"54"

"Ushio"

24.12.1929

17.11.1930

14.11.1931

"Uraga Dock Co., Ltd." (Tokyo)

Построены в Японии в 1926-1928 годах в соответствии с кораблестроительными программами 1923 (5 единиц - "35"-"39"): 1926 (4 единицы - "40"-"43") и 1927 года (11 единиц - *44"-"54") годов. Всем кораблям первоначально были присвоены номерные обозначения (при составлении программы и выдаче заказов верфям), но в 1928 они получили имена.

Техническое задание предусматривало эсминец "специального типа" (Toku Gata) 2000 т, 40 уз., 4 -120-мм и 1 -76-мм орудий, 6 ТА. Первоначальный проект 1924 года предусматривал: 1900 т, 42 уз. (в море 39 уз.), 2x2 -127-мм оруд. башни; 1 -76-мм зен. пушка, 3x3 - 610-мм ТА. Затем проект несколько раз усовершенствовался, причем новизна проекта оказалась для многих специалистов неожиданной. В частности амер. кораб. инженер H.Bywater в 1925 указывал, что ситуация с новым проектом является весьма удачным повторением прецедента с крейсером "Yubari", имея в виду появление у японцев кораблей, вооружение которых несопоставимо с их величиной. Вступление в строй японского флота подобных эсминцев предоставляло ему ряд преимуществ в Тихоокеанском регионе. Утвержденный проект 1926 года предусматривал при водоизмещении 1680 т и скорости 35 уз. вооружение из 3x2 -127-мм оруд. башен, 1 -76-мм зен. пушки, 2 -40-мм авт. и 9 ТА.

Впервые широко применялась электросварка, в том числе сварной корпус. Надстройки изготовлялись из легких стальных и алюминиевых сплавов. Противопульное бронирование мостика, причем впервые на японских эсминцах мостик сделан закрытым.

1750 (ст) ts /2090 (нор) тм / 2200 (пол) ts ;               111,86/ 1-15,30/ 118,41 х 10,36x3,20 м.                   197 чел.

2 ПТА "Kanpon"; 4 котла "Kanpon Ro Go" (18,3 ат); 2 винта; 40.000 SHP =30 уз. (в форсир. режиме 50.000 SHP = 38,0 уз.); 500 т нефти. 1100 (34) и 4700 (15) миль. На новых эсминцах были установлены усовершенствованные турбинные агрегаты с однопоточными ТВД и ТНД (импульсного типа), которые, тем не менее оказались неэкономичными и явно недоработанными. Применение однопоточных турбин было вызвано выявившимися большими трудностями в эксплуатации двухпоточных (пар в них подавался от середины к оконечностям), большие осевые напряжения в которых создавали сложности при наладке и эксплуатации, и часто приводили к поломкам лопаток турбин.

Вооружение: 3x2 -127/50 орудия унив. огня; 2x1 -13-мм авт.; 3x3 -610-мм ТА (с возможностью перезарядки; 15 торпед); 2 бомбомета; 14 ГБ; 18 мин.

Тип "Fubuki" - первые в мире эсминцы с артиллерией в башнях. Угол возвышения орудий эсминцев "35"-"44" равнялся 40 град.(модель "А"), у эсминцев "45"-"54" - 75 град, (модель "В").

Ноябрь 1935 - осень 1938. Все эсминцы модернизированы с целью увеличения остойчивости (по опыту катастрофы с "Tomozuru"), Уменьшены размеры и вес мостика и дымовых труб, в районе киля уложено 40 т балласта. В то же время были проведены работы по укреплению корпуса, необходимость которых была вызвана большими повреждениями 10 эсминцев 4-го флота (включая два эсминца, у которых была оторвана носовая оконечность), полученными во время тайфуна 26.09.1935. Одновременно посты управления на ТА прикрыты легкими башнеподобными щитами. 2090 (ст) ts / 2427 (нор) тм / - ; 34 уз.

С 1937 (все эсминцы): добавлены 2x2 -37-мм авт.

С 1943-1944 (все оставшиеся эсминцы): 4 -127/50 орудия унив. огня (возв.55 град. модели "С"); 4x3 и 1x2 - 25-мм и 4x1 (позже 6) - 13-мм зен. авт.; 4 бомбомета, 36 ГБ. Смонтированы радарные станции типа "13" и "22".

С июня 1944 (все эсминцы): зен. вооружение: 22 -25-мм и 10 -13-мм авт.

В 1945 (на части эсминцев): все 13-мм авт.  заменены на 6 -25-мм.

YapShLst107.jpgYapShLst108.jpg

Fubuki (1930)

YapShLst109.jpg

козырьки дымовых труб до 1930 года

"Fubuki" ["Снежная башня" ] До 1.08.1928 - "35". Потоплен 11.10.1942 амер. кораблями ОГФ "TG.64.2" (крейсера "Boise", "Helena", "Salt Lake Sity", "San Francisco" и 5 эсминцев) во время боя у м. Esperance  (Guadalkanal, 09°06'S 159°38'Ost).

 "Shirayuki" ["Цветущий" белый снег" - разновидность японской вишни ] До 1.08.1928  - "36". Потоплен 3.03.1943 во время сражения в море Бисмарка амер. армейскими самолетами в 55 милях юго-вост. Finchhaven (Новая Гвинея, 07°15'S 148°30' Ost).

 "Hatsuyuki" [ Первый снег зимой или в новом году ] До 1.08.1928 - "37". Тяжело поврежден во время тайфуна 27.09.1935 (оторвана часть полубака вплоть до носовой надстройки). Отремонтирован. Потоплен 17.07.1943 амер. авиацией в районе Kahili (Bougainville, 06°50'S 155°47'Ost).

"Miyuki"  [ Глубокий снег ]  До 1.08.1928 - "38". Затонул 29.06.1934 после столкновения с эсминцем "Inazuma" во время маневров в районе Chejo-Do (Цусима, 33°00'N 125°30'Ost). С кораблем погибли 6 чел. и 4 ранено.

"Murakumo" [ Нагромождение туч ] До 1.08.1928 - "39". Тяжело поврежден во время боя у м. Esperance амер. авиацией Marines (мор. пех.) и затонул 12.10.1942 в 90 милях сев.-зап. o.Savo (08°40'S 159°20'Ost). 

YapShLst110.jpg

Uranami (1930)

Оглавление