ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
(Включены эсминцы, строившиеся для японского флота в межвоенный период и во время Второй .мировой войны, проекты которых принципиально соответствовали данному периоду. С конца 20-х годов миноносцы а японском флоте классифицировались по 3 категориям в зависимости от величины: эсминцы 1-го класса (Kuchikukan Toku Gata; все эсминцы типа "Fubuki" и последующие); эсминцы 2-го класса (Kuchikukan Otsu Gata; остающиеся в строю эсминцы постройки периода Первой мировой войны; к ним были причислены также эсминцы типа "Akizuki", вероятно, исходя из их назначения (сопровождение соединений) и уменьшения калибра орудий до 100 мм); миноносцы (Suiraitei; миноносцы водоизмещением до 1000 тонн). Уже во время войны в японском флоте появились эскортные миноносцы (Kuchikukan Tei Gata).
ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ типа "FUBUKI"
№ при зач. | С 1.08.1928 | Закладка | Сп. на воду | Готовность | Верфь-строитель |
"35" | "Fubuki" | 19.06.1926 | 15.11.1927 | 10.08.1928 | Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho" |
"36" | "Shirayuki" | 19.03.1927 | 20.03.1928 | 18.12.1928 | "Yokohama Docks" (Yokohama) |
"37" | "Hatsuyuki" | 12.04.1927 | 29.09.1927 | 30.03.1929 | Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho" |
"38" | "Miyuki" | 30.04.1927 | 26.06.1928 | 29.06.1929 | "Uraga Dock Co., Ud." (Tokyo) |
"39" | "Murakumo" | 25.04.1927 | 27.09.1928 | 10.05.1929 | "Fujinagata Zosensho " (Osaka) |
"40" | "Shinonome" | 12.08.1926 | 26.11.1927 | 25.07.1928 | Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho" |
"41" | "Usugumo" | 21.10.1926 | 26.12.1927 | 26.07.1928 | "Ishikawajima Zosensho" (Tokyo) |
"42" | "Shirakumo" | 27.10.1926 | 27.12.1927 | 28.07.1928 | "Fujinagata Zosensho" (Osaka) |
"43" | "Isonami" | 18.10.1926 | 24.11.1927 | 30.06.1928 | "Uraga Dock Co., Ltd." (Tokyo) |
"44" | "Uranami" | 28.04.1927 | 29.11.1928 | 30.06.1929 | Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho" |
"45" |
"Ayanami" |
20,01.1928 |
5.10.1929 |
30.04.1930 |
"Fujinagata Zosensho" (Osaka) |
"46" |
"Shftlnemi" |
6.07.1928 |
22.06.1929 |
24.12.1929 |
Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho" |
"47" |
"Asagiri" |
12.12.1928 |
18.11.1929 |
30.06.1930 |
Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho" |
"48" |
"Yugiri" |
1.04.1929 |
12.05.1930 |
3.12.1930 |
Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho" |
"49" |
"Amaglri" |
28.11.1928 |
27.02.1930 |
10.11.1930 |
"Ishikawajima Zosensho" (Tokyo) |
"50" |
"Sagiri" |
28.03.1929 |
23.12.1929 |
31.01.1931 |
"Uraga Dock Co., Ud." (Tokyo) |
"51" |
"Oboro" |
29.11.1929 |
8.11.1930 |
31.10.1931 |
Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho" |
"52" |
"Akebono" |
25.10.1929 |
7.11.1930 |
31.07.1931 |
"Fujinagata Zosensho " (Osaka) |
"53" |
"Sazanami" |
21.02.1930 |
6.06.1931 |
19.05.1932 |
Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho" |
"54" |
"Ushio" |
24.12.1929 |
17.11.1930 |
14.11.1931 |
"Uraga Dock Co., Ltd." (Tokyo) |
Построены в Японии в 1926-1928 годах в соответствии с кораблестроительными программами 1923 (5 единиц - "35"-"39"): 1926 (4 единицы - "40"-"43") и 1927 года (11 единиц - *44"-"54") годов. Всем кораблям первоначально были присвоены номерные обозначения (при составлении программы и выдаче заказов верфям), но в 1928 они получили имена.
Техническое задание предусматривало эсминец "специального типа" (Toku Gata) 2000 т, 40 уз., 4 -120-мм и 1 -76-мм орудий, 6 ТА. Первоначальный проект 1924 года предусматривал: 1900 т, 42 уз. (в море 39 уз.), 2x2 -127-мм оруд. башни; 1 -76-мм зен. пушка, 3x3 - 610-мм ТА. Затем проект несколько раз усовершенствовался, причем новизна проекта оказалась для многих специалистов неожиданной. В частности амер. кораб. инженер H.Bywater в 1925 указывал, что ситуация с новым проектом является весьма удачным повторением прецедента с крейсером "Yubari", имея в виду появление у японцев кораблей, вооружение которых несопоставимо с их величиной. Вступление в строй японского флота подобных эсминцев предоставляло ему ряд преимуществ в Тихоокеанском регионе. Утвержденный проект 1926 года предусматривал при водоизмещении 1680 т и скорости 35 уз. вооружение из 3x2 -127-мм оруд. башен, 1 -76-мм зен. пушки, 2 -40-мм авт. и 9 ТА.
Впервые широко применялась электросварка, в том числе сварной корпус. Надстройки изготовлялись из легких стальных и алюминиевых сплавов. Противопульное бронирование мостика, причем впервые на японских эсминцах мостик сделан закрытым.
1750 (ст) ts /2090 (нор) тм / 2200 (пол) ts ; 111,86/ 1-15,30/ 118,41 х 10,36x3,20 м. 197 чел.
2 ПТА "Kanpon"; 4 котла "Kanpon Ro Go" (18,3 ат); 2 винта; 40.000 SHP =30 уз. (в форсир. режиме 50.000 SHP = 38,0 уз.); 500 т нефти. 1100 (34) и 4700 (15) миль. На новых эсминцах были установлены усовершенствованные турбинные агрегаты с однопоточными ТВД и ТНД (импульсного типа), которые, тем не менее оказались неэкономичными и явно недоработанными. Применение однопоточных турбин было вызвано выявившимися большими трудностями в эксплуатации двухпоточных (пар в них подавался от середины к оконечностям), большие осевые напряжения в которых создавали сложности при наладке и эксплуатации, и часто приводили к поломкам лопаток турбин.
Вооружение: 3x2 -127/50 орудия унив. огня; 2x1 -13-мм авт.; 3x3 -610-мм ТА (с возможностью перезарядки; 15 торпед); 2 бомбомета; 14 ГБ; 18 мин.
Тип "Fubuki" - первые в мире эсминцы с артиллерией в башнях. Угол возвышения орудий эсминцев "35"-"44" равнялся 40 град.(модель "А"), у эсминцев "45"-"54" - 75 град, (модель "В").
Ноябрь 1935 - осень 1938. Все эсминцы модернизированы с целью увеличения остойчивости (по опыту катастрофы с "Tomozuru"), Уменьшены размеры и вес мостика и дымовых труб, в районе киля уложено 40 т балласта. В то же время были проведены работы по укреплению корпуса, необходимость которых была вызвана большими повреждениями 10 эсминцев 4-го флота (включая два эсминца, у которых была оторвана носовая оконечность), полученными во время тайфуна 26.09.1935. Одновременно посты управления на ТА прикрыты легкими башнеподобными щитами. 2090 (ст) ts / 2427 (нор) тм / - ; 34 уз.
С 1937 (все эсминцы): добавлены 2x2 -37-мм авт.
С 1943-1944 (все оставшиеся эсминцы): 4 -127/50 орудия унив. огня (возв.55 град. модели "С"); 4x3 и 1x2 - 25-мм и 4x1 (позже 6) - 13-мм зен. авт.; 4 бомбомета, 36 ГБ. Смонтированы радарные станции типа "13" и "22".
С июня 1944 (все эсминцы): зен. вооружение: 22 -25-мм и 10 -13-мм авт.
В 1945 (на части эсминцев): все 13-мм авт. заменены на 6 -25-мм.
Fubuki (1930)
козырьки дымовых труб до 1930 года
"Fubuki" ["Снежная башня" ] До 1.08.1928 - "35". Потоплен 11.10.1942 амер. кораблями ОГФ "TG.64.2" (крейсера "Boise", "Helena", "Salt Lake Sity", "San Francisco" и 5 эсминцев) во время боя у м. Esperance (Guadalkanal, 09°06'S 159°38'Ost).
"Shirayuki" ["Цветущий" белый снег" - разновидность японской вишни ] До 1.08.1928 - "36". Потоплен 3.03.1943 во время сражения в море Бисмарка амер. армейскими самолетами в 55 милях юго-вост. Finchhaven (Новая Гвинея, 07°15'S 148°30' Ost).
"Hatsuyuki" [ Первый снег зимой или в новом году ] До 1.08.1928 - "37". Тяжело поврежден во время тайфуна 27.09.1935 (оторвана часть полубака вплоть до носовой надстройки). Отремонтирован. Потоплен 17.07.1943 амер. авиацией в районе Kahili (Bougainville, 06°50'S 155°47'Ost).
"Miyuki" [ Глубокий снег ] До 1.08.1928 - "38". Затонул 29.06.1934 после столкновения с эсминцем "Inazuma" во время маневров в районе Chejo-Do (Цусима, 33°00'N 125°30'Ost). С кораблем погибли 6 чел. и 4 ранено.
"Murakumo" [ Нагромождение туч ] До 1.08.1928 - "39". Тяжело поврежден во время боя у м. Esperance амер. авиацией Marines (мор. пех.) и затонул 12.10.1942 в 90 милях сев.-зап. o.Savo (08°40'S 159°20'Ost).
Uranami (1930)