Оглавление

МИНОНОСЦЫ типа "OTORI"

"Otori" - 25.04.1935 10.10.1336 Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"
"Kasasagi". - 28.10.1935 15.01.1937 "Osaka Tekkosho" (Osaka)
"Hiyodori" - 25.10.1935 20.12.1936 "lshikawajima Zosensho" (Tokyo)
"Hayabusa" - 28.10.1935 27.12.1936 "Yokohama Docks" (Yokohama)
"Hato" - 25.01.1937 7.08.1937 "lshikawajima Zosensho" (Tokyo)
"Sagi" - 30.01.1937 31.07.1937 "Harima Zosensho K.K." (Harima)
"Kari" - 20.01.1937 20.09.1937 "Mitsubishi Zosensho" (Yokohama)
"Kiji" - 26.01.1937 31.07.1937 "Tama Zosensho K.K." (Okayama)

Построены в Японии в 1934-1937 годах по Второй программе замещения 1934 года (№№ заказов 5 - 12). Представляли собой тип малого миноносца или быстроходного эскортного корабля, развитие проекта миноносца "Tomozuru". При сборке корпуса широко применялась электросварка. Корпуса оказались довольно непрочными, и их пришлось усиливать.

YapShLst149.jpg

Kiji (1945)

YapShLst150.jpg

Otori (1936)

840 (ст) ts / 960 (нор) тм / 1040 (пол) ts ;             85,00 / 86,80 / 88,50 х 8,18 х 2,76 м. 113 чел.

2 ПТА "Kanpon"; 2 котла "Kanpon Ro Go" (18,3 ат); 2 винта; 19.000 SHP = 30,5 уз.; 150 т нефти. 4000 (14) миль.

Вооружение: 3x1 - 120/45 орудия; 1 -40-мм авт.; 1x3 -533-мм ТА (посты управления на ТА прикрыты легкими башнеподобными щитами); ГБ.

Начиная с сент. 1935 на всех миноносцах усилен корпус дополнительными подкреплениями.

С 1942: 1043 ts; 2 -120-мм орудия унив. огня (угол возв. 55 град.), 11-25-мм авт, 4 бомбомета, 48 ГБ.

"Otori" [ "Большая птица" - собирательное название для орлов, журавлей и др.] Потоплен 12.06.1944 амер. самолетами ОГФ "TF.58" в 180 милях сев.-зап. o. Saipan (17°'32'N 144°00'Ost).

"Kasasagi" [ Сорока ] Потоплен 26.09,1943 торпедой амер. ПЛ "Bluefish" в 25 милях южнее прол. моря Hores (05°50'S 121°57'Ost).

"Hlyodori" [ "Черная мимолетная птица" ] Потоплен 17.11.1944 торпедой амер. ПЛ "Gunnel" в 140 милях сев.-вост. м. Tourane (16°56'N 110°30'Ost}. :

"Hayabusa" [ "Сокол - странник" ] Потоплен 24.09.1944 американскими самолетами ОГФ "TF.38" в 110 милях юго-вост. Манилы (13°00'N 122°00'Ost).

"Hato"  [ Голубь ] Потоплен 16.10.1944 амер. самолетами ОГФ "TF.38" в 130 милях юго-вост. Гонконга (21°54'N 116°30'Ost).

"Sagi"   [Цапля] Потоплен 8.11.1944 торпедой амер. ПЛ "Gunnel" в 60 милях юго-зап. м. Bolinao (16°09'N 118°56'Ost).

"Kari"    [ Дикий гусь ] Потоплен 16.07.1945 торп. амер. ПЛ "Вауа" в 220 милях юго-зап. прол. Makassar (05°48'S 115°53'Ost).

"Kiji"      [ Переливающийся, пестрый фазан ] В авг.1945 в порту Soerabaja передан союзникам как военный трофей. Зачислен в состав группы репатриируемых кораблей. 3.10.1947 в гавани Находка передан флоту СССР. Переименован, перевооружен (2 -100/60 орудия, 11 -25-мм авт., 3 ТА, 48 Гб) и зачислен в состав флота. В дальнейшем сдан на слом.

"13" - "20"- Заказы верфям на корабли не выдавались, так как было принято решение вместо них построить противолодочные корабли "4" - "11".

МИНОНОСЦЫ СТАРОГО ТИПА (бывшие китайские, захваченные в 1937 году)

"Fen Hao"

"Kawasemi"

-

.1906

.1906

"Kawasaki Jyuko Co" (Kobe)

"Chien Kang" ( "Fu Po" )

"Yamasemi"

.1911

.1912

.1912

"Schihau" (Германия, Elbing)

В 1937 году, в результате японо-китайского вооруженного конфликта японским флотом были захвачены китайские корабли, часть из которых были включены в состав японского флота, в том числе 2 миноносца. Оба они были устаревшего типа и еще до начала войны на Тихом океане были исключены из списков флота.

"Kawasemi" ( бывш. кит., япон. написание "Fungo" )                      96 (нор) тм /-; -/41,10/- х 4,80 х 2,20 м.          40 чел

1  (3) ВПМ (III) фирмы "Normand"; 1 котел "Normand"; 1 винт; 1200 IHP = 23,0 уз, (В 1937 13,0 уз.); 18 / 28 т угля. Вооружение: 2 -47-мм орудия, 3 пул. и 3 надв. 356-мм ТА (1 носовой и 2 палубных). С 1937: 1 - 65-мм орудие и 1 пул.

"Kawasemi" [ "Ледяная птица" ] Построен для Китая, назывался "Fen Hao". В 1937 захвачен японцами в Шанхае и зачислен в строй япон. флота под именем "Kawasemi". Искл.в 1939/40 и в дальнейшем разобран.

"Yamasemi" ( бывш. кит. "Chien Kang", бывш. "Fu Po")                  390 (нор) тм / - ; - / 60, 0 / - х 6,50 х 1,80 м.          85 чел.

2  ВПМ (III); 3 котла "Schihau" смешанного отопления; 2 винта; 6000 IHP =32,0 уз. (в 1937: 20,0 уз,); 80 т. угля и нефть.

Вооружение: 2 -76-мм и 2-47-мм орудия и 2 надв. 457-мм ТА.

С 1937: 2-76-мм и 4-47-мм орудия; 2 457-мм ТА.

"Yamaserni" [ Китайская большая рыба ] Построен для Китая, первоначально назывался."Fu Po" (с 191? "Chien Kang"). В 1937 захвачен японцами в Шанхае и зачислен в строй япон. флота под именем "Yamasemi". Искл. в 1939/40 и в дальнейшем разобран.

YapShLst151.jpg

Yamasemi(1938)

ЭСКАДРЕННЫЕ МИНОНОСЦЫ типа "ASASHIO"

"Asashio"

7.09.1935

16.12.1936.

31.08.1937

Казенная верфь "Sasebo Kaigun Kosho"

"Oshio"

5.08.1936

19.04.1937

31.10.1937

Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"

"Michishio"

15.11.1935

15,03.1937

31.10.1937

"Fu|inagata Zosensho" (Osaka)

"Arashio"

1.10.1935

26.05.1937

20.12.1937

"Kawasaki Jyuko Co" (Kobe)

"Natsugumo"

1.07.1936

26.05.1937

10:02.1938

Казённая верфь "Sasebo Kaigun Kosho"

"Yamagumo"

4.11.1936

24.07.1937

15.01.1938

"Fujinagata Zosensho" (Osaka)

"Minegumo"

22.03.1936

4.11.1937

30.0411938

"Fujinagata Zosensho" (Osaka)

"Asagumo"

23.12.1936

5.11.1937

31.03.1938

"Kawasaki Jyuko Co" (Kobe)

"Arare"

5.03.1937

16.11.1937

15.04.1939

Казенная верфь "Maizuru Kaigun Kosho"

"Kasumi"

1.12.1936

18.11.1937

28.06.1939

"Uraga Dock Co., Ltd." (Tokyo)

Строились в Японии в 1935-1939 годах по Второй программе замещения 1934 года (10 единиц; № заказов 75-84). Представляли собой тип крупного эсминца ("крейсерский тип") - улучшенный проект эсминца "Shiratsuyu". Основные усовершенствования заключались в улучшении остойчивости и прочности, в основном, за счет уменьшения скорости. Это было вызвано опытом предшествующих типов кораблей, на которых эти мероприятия пришлось производить, уже во время постройки или службы; при этом не только уменьшая скорость, но и ослабляя огневую мощь. При сборке корпуса широко применялась электросварка. 8о время испытаний головного "Asashio" выяснилась, что эсминцы обладают недостаточными маневренными качествами, из-за чего морскому командованию пришлось согласиться на переделку кормовой части.

1961 (ст) ts / 2370 (нор) тм / -;   111,0/115,0 / 118,26 х 10,35 х 3,69 м       200 чел.

2 ПТЗА "Kanpon"; 3 котла "Kanpon Ro Go" (пар 22 кг/см2, 300° С); 2 винта; 50.000 SHP= 35,0 уз.; 500  нефти, 960 (34) и 5700 (10) миль. Для эсминцев был разработан новый, более мощный тип турбинного агрегата, который, как в итоге оказалось, имел существенный недостаток - несоответствие скоростей вращения ступеней ТВД и ТНД (причем, японцы вернулись к двухпоточным ТНД, cм. "Fubuki"), приводившее к поломкам лопаток турбин. Решение этой проблемы потребовало длительной по времени доводки до уровня нормальной работы турбин и зубчатого агрегата. Тем не менее, к началу войны все недостатки были устранены.

Оглавление