Оглавление

Справочная информация, помещенная в этом номере, продолжает начатую ранее серию материалов о японских кораблях, когда-либо числившихся в составе императорского военного флота. Выпуск содержит краткие сведения об эскортных кораблях и боевых катерах (торпедных и артиллерийских), а также включает частичные сведения о кораблях и малых боевых средствах, которые хоть и относились официально к другим классам, но по своему назначению и, главное, использованию во время боевых действий, могут быть приравнены к упомянутым кораблям.

Сторожевые и эскортные противолодочные корабли, также как и боевые катера появились в японском флоте лишь незадолго до вступления страны в войну (если не считать использовавшиеся в русско-японскую войну корабельные минные катера). Военно-морская доктрина Японии межвоенного периода, полностью направленная на создание наиболее мощного в тихоокеанском регионе флота, состоящего из кораблей всех основных классов, почти не оставила место небольшим, вспомогательным видам боевых кораблей. Этому способствовали также взгляды военно-морских специалистов того времени (и не только японских) на предполагаемую тактику использования подводных лодок в основном против боевых кораблей противника. Возможность массового использования подводных лодок против коммерческого флота во внимание практически не принималась - уроки германского подводного флота Первой мировой войны игнорировались, а по-существу во многом были забыты. В этом отношении Япония не отличалась от других стран. Отсюда и повышенное внимание к крупным кораблям флота и одновременное пренебрежение в отношении к легким эскортным и противолодочным силам. Примерна такая же обстановка складывалась и с торпедными катерами. В новой японской стратегии действиям "москитного флота" места не нашлось. Лишь перед войной, когда японское командование посчитало, что боевые катера могут оказаться полезными в заполненными островами водах "южных морей" началось их строительство. Одновременно а японском флоте появились и артиллерийские катера, которые должны были использоваться в составе соединений торпедных катеров для их поддержки во время атаки или прикрытия при отходе и не предназначались для эскортных целей. Однако во время войны характер использования кораблей этих классов изменился, в частности эскортные корабли, как специально построенные, так и переоборудованные из реквизированных судов гражданского флота, занимались гораздо больше конвойной службой, чем эскортированием боевых кораблей. Уже в первые месяцы войны обнаружилась, что имеющееся их количество явно недостаточно, и они получили приоритет в военных программах строительства и пополнения флота. Однако предвоенное невнимание к кораблям этих классов дало о себе знать. Конструкторы имели мало опыта в их создании, строительные верфи не были приспособлены к их постройке и приходилось привлекать верфи, специализирующиеся на рыболовных траулерах, промышленность не смогла наладить выпуск достаточно мощных и малогабаритных судовых двигателей и вместо них на корабли устанавливали авиационные моторы с воздушным охлаждением, которых тоже было немного и которые к тому же требовали специальных систем охлаждения и вентиляции. Давала знать о себе и острая нехватка многих материалов и деталей (например подшипников). Все это привело к тому, что деятельность "малого флота" во время войны оказалась малоэффективной.

Сведения в выпуске подобраны на основе справочников "Die Japanischen Kriegsschiffe, 1860-1945" (Hansgeorg Jenlschura, Dieter Jung, Peter Mickel) и "Japanese Warships oi World War II" (Watts A.J.). Данные о кораблях, представленные в выпуске, по возможности сверены и дополнены из многих других источников - справочников Conway, Groner, ежегодников Jane's, Les Flottes des Combat, различных книг и периодических изданий (в том числе "Warship International" и японских "Ships of the World" и "Random Japanese Warships Details". В то же время, в этом выпуске мы не претендуем на абсолютную полноту, так как по многим пунктам не располагаем сведениями и будем благодарны всем читателям, которые нас дополнят.

Сохраняя стиль справочника, мы помещаем только краткие сведения о кораблях: водоизмещение (стандартное / нормальное / полное), размерения (длина между перпендикулярами / длина по КВЛ / длине наибольшая - ширина по корпусу наибольшая - осадка средняя при проектной нагрузке; высота корпуса от киля до верхней палубы в районе миделя), сведения о механизмах и котлах (ГПМ и ВПМ - горизонтальная и вертикальная поршневая машина; в скобках количество цилиндров и далее кратность расширения пара; ПТА -  паротурбинный агрегат; ПТЗА -паротурбинный зубчатый агрегат, то есть с редукторной шестеренчатой передачей вращения), скоростные и ходовые характеристики, состав вооружения, численность экипажа и некоторые иные денные, включая сведения об основных модернизациях. В таблицах (если нет строки пояснений) приведены даты закладки на стапеле, спуска на воду и зачисления в строй (или подписания флотом приемного акта), а также верфь-строитель корабля и сведения о прежнем или позднем наименовании. Более полные сведения, известные нам для каких-либо отдельных кораблей, мы постараемся в будущем напечатать в отдельных статьях. Следующие номера сборника будут посвящены кораблям береговой обороны, а также кораблям и судам минно-тральных сил.

Оглавление

Hosted by uCoz