На цветной вкладке помещена репродукция десантного корабля типа "Т.1". На заднем плане изображен десантный корабль типа "Т. 101". ( с рисунка японского художника T.Yuki ).
БОЕВЫЕ КОРАБЛИ ИМПЕРАТОРСКОГО ФЛОТА
Справочная информация, помещенная в этом номере, продолжает начатую ранее серию материалов о японских кораблях, когда-либо числившихся в составе императорского военного флота. Выпуск содержит краткие сведения о мореходных и речных канонерских лодках, кораблях и судах минно-тральных сил, а также десантных кораблях и десантно-высадочных средствах.
Канонерские лодки появились в японском флоте практически в первые же годы его создания и становления и входили в его состав практически во все периоды его истории. Канонерские лодки принимали участие во всех войнах, которые вела Япония, но интенсивность их использования зависела от театра военных действий. Большое внимание всегда уделялось речным канонерским лодкам, которые использовались практически только на китайских реках. Мореходные канонерские лодки в своем качестве достаточно активно участвовали только в японо-китайских войнах и русско-японской. В Первой мировой они, как и весь японский флот, участвовали только символически, а во Второй мировой войне использовались гораздо больше для эскортных целей. В этот период канонерских лодок специальной постройки флот имел немного, больше полагаясь на возможность переоборудования в них реквизированных в военное время гражданских судов.
В противоположность им большое внимание было уделено минному оружию. Эффективность его использования в русско-японскую войну заставила обратить на себя внимание, и в состав флота на время военных действий были включены несколько минных транспортов, переоборудованных из коммерческих судов. Но наибольшее развитие минное оружие в японском флоте получило во время Первой мировой войны, и особенно в межвоенный период. Во время Первой мировой флот, не имея против себя серьезных противников, проводил только плановые и немногочисленные минно-заградительные операции. Однако в состав флота в это время входят многочисленные минные заградители, в основном также переоборудованные из транспортов, но зато теперь они уже не исключались из списков флота после окончания военных действий,- по крайней мере до тех пор пока их не заменили в 30-е годы вновь построенные заградители современных проектов. И это не удивительно, так как новая морская доктрина отводила минному оружию важное место. Его массовое использование должно было обеспечить или дополнить эффективную оборону так называемой "буферной зоны", которую японское командование предполагало создать после внезапного начала войны и захвата большого пространства стратегически важных территорий. Стойко удерживая эти территории японские армия и флот предполагали измотать противника в изнурительной войне и затем закончить ее окончательным и мощным ударом. Эта стратегия оправдала себя на рубеже веков во время русско-японской войны, однако оказалась несостоятельной в других условиях ведения войны с качественно иным противником. Как ни странно минно-тральное дело в Японии не развивалось столь бурно. Считая мины очень мощным и грозным оружием, командование императорского флота почему-то надеялось, что для борьбы с минами противника будет достаточно старых миноносцев, переоборудованных в тральщики, а также реквизированных рыболовецких траулеров. В этом мнении оно утвердилось после очистки своих вод от мин Первой мировой войны. Полностью от постройки тральщиков специальных проектов флот не отказывался, но все-таки строились они вяло и в явно недостаточном количестве.
В отношении десантных сил флота можно сказать лишь то, что специальных подобных кораблей японцы практически не имели до 1943 года. Перевозки войск осуществлялись обычными транспортами и вплоть до конца 1942 года японский флот не испытывал потребности в них. Лишь во время боев за Соломоновы острова, когда моряки впервые серьезно столкнулись с трудностями высадки на неподготовленные к десанту территории флот приступил к их постройке. Однако тем кораблям, что успели вступить в строй не пришлось принять участия в десантно-высадочных операциях - они занимались лишь перевозкой войск и доставкой подкреплений гарнизонам.
Сведения в выпуске подобраны на основе справочников "Die Japanischen Kriegsschiffe. 1860-1945" (Hansgeorg Jentschura, Dieter Jung, Peter Mickel) и "Japanese Warships of World War II" (Watts A. J.). Данные о кораблях, представленные в выпуске, по возможности сверены и дополнены из многих других источников - справочников Conway, Groner, ежегодников Jane's, Les Flottes des Combat, различных книг и периодических изданий (в том числе "Warship International" и японских "Ships of the World" и "Random Japanese Warships Details". В то же время, в этом выпуске мы не претендуем на абсолютную полноту, так как по многим пунктам не располагаем сведениями и, в связи с этим, будем благодарны всем читателям, которые нас дополнят.
Сохраняя стиль справочника, мы помещаем только краткие сведения о кораблях: водоизмещение (стандартное / нормальное / полное), размерения (длина между перпендикулярами / длина по КВЛ /длина наибольшая - ширина по корпусу наибольшая - осадка средняя при проектной нагрузке; высота корпуса от киля до верхней палубы в районе миделя), сведения о механизмах и котлах (ГПМ и ВПМ - горизонтальная и вертикальная поршневая машина; в скобках количество цилиндров и далее кратность расширения пара; ПТА - паротурбинный агрегат; ПТЗА - паротурбинный зубчатый агрегат, то есть с редукторной шестеренчатой передачей вращения), скоростные и ходовые характеристики, состав вооружения, численность экипажа и некоторые иные данные, включая сведения об основных модернизациях, В таблицах (если нет строки пояснений) приведены даты закладки на стапеле, спуска на воду и зачисления в строй (или подписания флотом приемного акта), а также верфь-строитель корабля и сведения о прежнем или позднем наименовании. Один из ближайших номеров сборника будет посвящен вспомогательным кораблям.