![]() |
![]() |
Разрез штурмовой винтовки Stg 77 (AUG "Штейр") с отводом пороховых газов через два боковых отверстия. | |
|
Работа автоматики штурмовой винтовки М16: 1 - газоотводная трубка, 2 - газоотводное отверстие, 3 - затворная рама, 4 - затвор, 5 - выступ 2 затвора. |
Схема газоотводного двигателя винтовки Vz.52 с трубчатым поршнем-кожухом: 1 - поршень, 2 - подвижный кожух, 3 - фиксирующая гайка, 4 - газовый регулятор, 5 - газоотводное отверстие, 6 - ствол, 7 - возвратная пружина, 8 - выступ затворной рамы. |
|
|
|
Разрез самозарядной винтовки SAR-25 с непосредственным воздействием пороховых газов на затвор (аналогично AR-15 и М16): 1 - ствольная коробка, 2 - ударно-спусковой механизм, 3 - остов затвора, 4 - поршень затора, 5 - боевая личинка затвора, 6 - газоотводная трубка, 7 - ствол, 8 - цевье, 9 - корпус ударно-спускового механизма, 10 - приемник магазина, 11 - приклад, 12 - возвратная пружина (обратим внимание на блинный откат подвижной система). |
Авторами схемы сбалансированной автоматики считаются В.М. Сабельников и П.А. Ткачев, отработавшие ее основы еще в конце 60-х годов. Смысл заключается в создании двух встречно движущихся равных масс, кинематически связанных между собой, каждая со своим газовым поршнем и возвратным механизмом. Она нашла воплощение в опытных автоматах АЕК-971 Б.А. Гарева, АЕК-978 П.А. Пикинского, АКБ В.М. Калашникова. В автоматах АЕК подвижные детали разделены на две части - затворную раму и балансир. Для согласования их движения рама и балансир связаны через зубчатые рейки и шестерню, ось которой жестко укреплена на неподвижной ствольной коробке. Поршни рамы и балансира играют роль передней и задней стенок газовой камеры и под давлением пороховых газов начинают одновременно двигаться в противоположных направлениях с равными скоростями. В результате импульсы движения рамы и балансира компенсируют друг друга, а стрелок воспринимает через оружие только импульс выстрела.
Компенсации импульса отдачи при повышении темпа стрельбы можно достичь за счет одновременного движения затвора назад, а ствола - вперед. Пример тому - система авиационного пулемета СН (И.В. Савина - А.К. Норова) со стволом, движимым вперед газовым двигателем и связанным через зубчатые рейки и шестерню с ползуном (затворной рамой). Движение ствола вперед вызывает смещение ползуна назад, при этом ползун производит отпирание затвора, отведение его назад, подачу очередного патрона. Возвращение подвижных деталей в исходное положение производится возвратной пружиной ствола.
Конструктором Шилиным А.И. была в свое время предложена схема отключения воздействия возвратной пружины на ствольную коробку при отходе подвижной системы назад и «гашения» энергии отката подвижной системы (рамы с затвором) за счет встречного удара направляющего стержня пружины.