Широкое и успешное использование американской армией различных типов военных амфибий при проведении десантных операций на Тихоокеанском театре военных действий, а также собственный боевой опыт вынуждали руководство японских вооруженных сил выдавать заказы промышленности на создание новых образцов плавающих танков и других амфибийных машин.
АМФИБИЙНЫЕ МАШИНЫ ПЕРИОДА ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ
В 1943 г. появился плавающий танк «Тип 3» («Ка-чи»), разработанный на базе среднего танка «Чи-хе». «Чи-хе» имел боевую массу 17,2 т, бронирование толщиной от 10 до 50 мм, экипаж — семь человек. Вооружение состояло из 47-мм пушки и двух пулеметов калибра 7,7 мм. Танк оснащался 12-цилиндровым дизельным двигателем воздушного охлаждения мощностью 176,6 кВт, что обеспечивало машине при удельной мощности 10,27 кВт/т максимальную скорость движения по шоссе 44 км/ч.
Плавающий танк «Ка-чи», в отличие от базового образца, имел меньшую максимальную скорость по шоссе — всего 32 км/ч при одинаковой мощности двигателя. Объясняется это увеличением боевой массы танка до 28,7 т и снижением удельной мощности до 6,15 кВт/т. Максимальная скорость движения танка по воде достигала 10 км/ч, и обеспечивалась она (при установке носового и кормового дополнительных понтонов) работой двух тоннельных гребных винтов. Запас хода по топливу на шоссе не превышал 320 км, а на воде был значительно меньше. Этих плавающих танков было изготовлено всего 20 единиц.
В 1945 г. был построен в единственном экземпляре плавающий танк «Тип 5» («То-ку»), но уже на базе среднего танка типа «Чи-ри». Его вооружение отличалось от более ранних моделей. В башне монтировалась пушка морского типа калибра 25 мм. В лобовой части корпуса устанавливалась пушка калибра 47 мм и 7,7-мм пулемет. Другой такой же пулемет размещался в кормовой нише.
Плавающий танк «Тип 5» («То-ку»).
Максимальные скорости движения по шоссе и по воде были такими же, как у танка «Тип 3», соответственно 32 и 10 км/ч. Примерно такими же были и запасы хода по топливу.
![]() |
![]() |
Плавающий транспортер «Ка-тсу». | Вид на крышу транспортера «Ка-тсу». Хорошо видна открытая рубка, в которой располагался штурвал для управления транспортером на воде. Слева и справа от нее находились постаменты для установки и крепления двух пулеметов. |
Следует отметить основные особенности японских плавающих танков периода Второй мировой войны и предшествующих ей лет: конструкции броневых корпусов выполнялись клепаными; экипажи состояли из 5—7 человек и, что уже отмечалось выше, использовались дополнительные присоединяемые к основному броневому корпусу понтоны для обеспечения плавучести и остойчивости. Возможно, что большое число членов экипажа танков объяснялось тем, что в определенных условиях часть членов экипажа могла покидать машину и вести бой вне танка как десантники, если того требовала обстановка.
Плавающие танки «Ка-ми» использовались при проведении специальных морских десантных операций на побережьях многочисленных островов Тихого океана, правда, довольно ограниченно. Они доставлялись к месту десантирования либо на судах, либо на подводных лодках. Но при высадке десантов действия танков не могли обеспечить необходимой поддержки передовым отрядам десантов. Необходимо было быстро высаживать вторые волны десанта, но для этого требовались бронетранспортеры большой вместимости. Поэтому в начале 1944 г. японский флот выдал заказ на разработку амфибийного транспортного средства, способного перевозить 40 человек десанта или Ют груза. Однако вскоре эти требования были снижены до 25 человек и 4 т груза.
Таким десантным средством стал частично бронированный плавающий транспортер «Ка-тсу», который разрабатывался в фирмой «Мицубиси» и 3-й лабораторией военной техники. Для сокращения сроков разработки (война подгоняла, приближаясь к японским островам) транспортер проектировался с использованием многих узлов и агрегатов танка «Ха-го» и плавающего «Ка-ми». Всего промышленности было заказано 70 таких транспортеров.
«Ка-тсу» представлял собой гусеничную амфибийную машину с водоизмещающим полностью закрытым корпусом, изготовленным из стальных листов небольшой толщины. Обе оконечности корпуса имели небольшие уменьшения ширины. При этом передняя лобовая часть корпуса для уменьшения сопротивления воды имела упрощенные санные обводы, образованные несколькими плоскими листами. В задней нижней части корпуса был выполнен общий тоннель для двух четырехлопастных гребных винтов, за которыми устанавливались водяные рули для управления машиной на воде.