Амфибийный транспортер Solo 750 (рис. 40) с колесной формулой 6x6 имеет несущий водоизмещающий корпус, изготовленный из пластмассовой армированной композиции. Толщина стенок корпуса 5 мм, которые в наиболее нагруженных местах усилены металлическими вставками.
Собственная масса транспортера достигает 220 кг, грузоподъемность - 230 кг, полная масса - 450 кг. Габаритные размеры: длина - 2130 мм, ширина - 1420 мм, высота без тента - 960 мм.
Предусмотрена установка 2-х цилиндрового 2-х тактного дизельного двигателя мощностью 15,2 кВт или бензинового 2-х цилиндрового двигателя с оппозитным расположением цилиндров мощностью 18,4 кВт и частотой вращения 6000 об/мин. При использовании этого двигателя удельная мощность составляет 40,88 кВт/т.
Крутящий момент от двигателя передается на средние колеса и далее цепными передачами - на передние и задние колеса. Трансмиссия (бесступенчатая, реверсивная) позволяет двигаться вперед и назад со скоростью до 60 км/ч. Запас хода по топливу составляет 120 км.
Изменение направления движения осуществляется торможением колес одного борта с помощью рычагов. При этом двойной дифференциал с двумя управляемыми фрикционными элементами обеспечивает плавное регулирование величины радиуса поворота, но при этом не достигается устойчивое прямолинейное движение по грунтовым поверхностям с различными сопротивлениями движению по бортам.
Тормозные механизмы ленточного типа управляются рычагами. При воздействии на ножную педаль тормозятся передние колеса, а через цепные передачи - остальные колеса.
Плавность хода при жестком креплении колес к корпусу обеспечивается за счет широкопрофильных бескамерных шин низкого давления. Удельное давление колес на грунт - 21-35 кПа.
Движение по воде со скоростью до 5 км/ч осуществляется за счет вращения колес. Число Фруда по водоизмещению при этом равно 0,5. При установке на транспортер лодочного подвесного мотора с гребным винтом скорость движения на спокойной глубокой воде достигает 9 км/ч, при этом число Фруда увеличивается до 0,91.
Другой малогабаритный амфибийный транспортер Chico был менее удачной машиной, так как имел колесную формулу 4x2, грузоподъемность 1000 кг, полную массу 2400 кг. Габаритные размеры: длина - 3750 мм, ширина - 1620 мм, высота - 1850 мм. Трансмиссия механическая. Водоходный движитель - колеса. Максимальная скорость по суше - 65 км/ч, на воде - очень небольшая, поскольку силу тяги на воде создавали только два колеса.
Транспортер Allmobil Max 11 (рис.41) был разработан как амфибийное транспортное средство для личного и служебного использования в результате сотрудничества немецкой фирмы Allmobil и американской Recreatives Industries Ing. Мелкосерийное производство начато в 1966 г.
Транспортер имеет колесную формулу 6x6, полную массу 600 кг, грузоподъемность 350 кг. Габаритные размеры: длина - 2320 мм, ширина - 1400 мм, высота - 800 мм, колея - 1400 мм, дорожный просвет - 150 мм. Мощность двигателя, установленного в кормовой части корпуса за сидениями водителя и пассажира, - 18,4 кВт либо 13,3 кВт. Удельная мощность транспортера, соответственно, 30,7 или 22,2 кВт/т обеспечивает движение с максимальной скоростью до 50 км/ч.
Корпус машины несущий, из пластмассы, с усилением в наиболее нагруженных местах. К нему жестко крепятся все шесть колес транспортера, оснащенные широкопрофильными шинами низкого давления. Удельное давление колес на грунт - 20-30 кПа. Трансмиссия бесступенчатая с цепным приводом всех колес. Возможна установка трансмиссии с центробежным сцеплением и 5-ти ступенчатой коробкой передач.
Тормозные механизмы ленточного типа с рычажным управлением используются для торможения и изменения направления движения на суше и на воде за счет подтормаживания или полной остановки колес одного борта транспортера.
Движение по воде обеспечивается вращением всех колес с возможной максимальной скоростью 5 км/ч. При этом число Фруда по водоизмещению равно 0,48.
Транспортер может иметь два или четыре сидения, а в комплект его электрооборудования входят необходимые сигнальные и осветительные приборы, обеспечивающие машине статус и дорожного транспортного средства.
В 1982 г. на авиационной выставке в г. Ганновере впервые был показан плавающий грузовой автомобиль EWK Bizon (рис.42), предназначенный для использования в различных гражданских сферах. Автомобиль двухосный, с колесной формулой 4x4, с кабиной управления на 2-3 человека.
![]() |
![]() |
![]() |
Рис.40. Транспортер Solo 750 | Рис. 41. Транспортер Allmobil Max 11 | Рис.42. Плавающий автомобиль EWK Bizon |
Собственная масса автомобиля без груза 11 т, полная масса с грузом - 16 т. Грузоподъемность автомобиля на суше и на воде - 5 т, но в некоторых случаях грузоподъемность может быть увеличена до 7 т. Габаритные размеры автомобиля: длина - 9340 мм, ширина - 2480 мм, высота по кабине - 2960 мм, по тенту грузовой платформы - 3400 мм. Удельная мощность автомобиля 14,7 кВт/т обеспечивает максимальную скорость движения на суше 80 км/ч при запасе хода по топливу 900 км.
Дизельный двигатель (8-ми цилиндровый, V-образный, воздушного охлаждения) мощностью 235,5 кВт скомпонован над передней осью за кабиной управления. Грузовая платформа размещается за моторным отсеком и имеет откидные борта, расположенные, как и двери кабины, выше ватерлинии.
Движение по воде обеспечивается работой двух полноповоротных гребных винтов, установленных в кормовой части автомобиля. Изменением положения этих гребных винтов относительно продольной оси машины обеспечивается хорошее управление автомобилем на плаву, но с некоторым уменьшением скорости движения на циркуляции. Для небольшого уменьшения сопротивления воды, а, следовательно, и увеличения скорости движения по воде имеется система подъема колес вверх. Максимальная скорость движения по воде - 12 км/ч с запасом хода 80 км. Относительная скорость (число Фруда по водоизмещению) - 0,67.
На базе автомобиля Bizon разработан вариант ALF-2, на грузовой платформе которого установлено два гидранта с дополнительным оборудованием. Гидранты имеют подачу воды 4000 л/мин. Общая масса ALF-2 - 17т.
Примерно в эти же годы был разработан другой транспортный плавающий автомобиль, специально предназначенный для рейдовой разгрузки судов - Amphitruck AT-400, внешне похожий на автомобиль Bizon. Его грузовая платформа позволяет размещать стандартные контейнеры с размерами 6,0x2,4x2,4 м и массой до 20 т. Габаритные размеры автомобиля допускают его перевозку железнодорожным и воздушным транспортом.
Колесная формула автомобиля 4x4. Полная масса с грузом составляет 43 т.
Мощность дизельного двигателя -300 кВт, при этом удельная мощность равна 6,98 кВт/т, что обеспечивает движение по шоссе с максимальной скоростью 40 км/ч и запасом хода по топливу в 300 км.
Габаритные размеры автомобиля: длина - 12700 мм, ширина - 3500 мм, высота по кабине - 4000 мм. Размеры грузового отсека: длина - 6300 мм, ширина - 2500 мм.
Все колеса автомобиля выполнены управляемыми.
Максимальная скорость движения на спокойной глубокой воде не более 10 км/ч, при этом число Фруда по водоизмещению (относительная скорость) равно 0,475. Запас хода по топливу на воде - 80 км.
В настоящей статье приведены описания не всех амфибийных машин, разрабатывавшихся в Германии в XX веке. Но основные подходы к созданию машин и достигнутые технические характеристики машин рассмотрены. Вместе с тем эти материалы показывают, что немецкие конструкторские бюро и промышленные предприятия накопили в прошлом веке достаточно большой опыт создания разнообразных по конструкции и назначению амфибийных колесных и гусеничных машин, технические характеристики которых постепенно улучшались.