Предыдущая Оглавление Следующая

BM21002.jpg BM21003.jpg

Боевая машина на базе СУ-100П с 30 направляющими (проект)

Боевая машина на базе автомобиля ЯМЗ-214 с 60 направляющими (проект)

Неуправляемый реактивный снаряд «Стриж» имел калибр 115,2 мм при длине 2965 мм. Большое удлинение способствовало снижению потерь скорости на преодоление аэродинамического сопротивления. Масса реактивного снаряда увеличилась до 61,5 кг за счет применения более тяжелой, в сравнении с зенитным вариантом, боевой части массой 16,5 кг, из которых 5,5 кг приходилось на взрывчатое вещество - тротил.

В силу технологических ограничений корпус двигателя состоял из двух соединенных муфтой стальных труб. Топливный заряд также состоял из двух полузарядов суммарной массой 18,7 кг. Как и на МД-20, сопловой блок двигателя включал 7 конических сопел.

Были разработаны проекты боевых машины на базе СУ-100П с 30 направляющими (масса - 24 т) и ЯМЗ-214 (в дальнейшем -  КрАЗ-214) с 60 направляющими Длительность залпа составляла 10-12 секунд. Скорость боевой машины достигала 40 км/ час.

По расчетным данным, подтвержденным результатами испытаний зенитной модификации реактивного снаряда, максимальная дальность по наземным целям должна была составить 20,5 км, кучность в направлении стрельбы - 1/200, по боковому направлению - 1/120 от дальности пуска.

Залп 60 реактивных снарядов с одной боевой машины не имел себе равных среди когда-либо созданных систем, но выбор в качестве базового шасси автомобиля КрАЗ представлялся не вполне удачным - эта дорогая машина не находилась в массовом производстве. Поэтому была проработана и боевая машина на базе ЗиС-151 с 22 направляющими. Даже в этом варианте число реактивных снарядов в полтора раза превышало соответствующий показатель БМ-14, а дальность их пуска вдвое превосходила М-14ОФ.

Однако перспективная работа по созданию полевой реактивной системы на базе «Стрижа» не была завершена. Вскоре последовала ликвидация ГС НИИ-642 как самостоятельной организации, связанная с присоединением к коллективу В.Н. Челомея с переходом на тематику корабельных крылатых ракет. Правда, как сам А.Д. Надирадзе, так и ряд его ведущих сотрудников вскоре перевелись в НИИ-1, но там они не продолжили традиционную для этой организации работу по реактивным системам залпового огня, а занялись решением другой, намного более сложной задачи - созданием твердотопливных управляемых баллистических ракет оперативно-тактического, а затем и стратегического назначения.

Но работы по созданию новой полевой реактивной системы залпового огня нашли продолжение в другой организации - тульском НИИ-147, созданном по приказу Наркома боеприпасов № 276 от 24 июля 1945 г. для решения задач технологического обеспечения массового производства гильз обычных артиллерийских выстрелов. В ходе работ этой организацией было освоено изготовление гильз посредством операции глубокой вытяжки. Эта новая технология обеспечивала и производство более толстостенных и прочных оболочек, которыми являются камеры сгорания двигателей реактивных снарядов. К этому времени сложилась благоприятная обстановка для перехода НИИ-147 от решения частной задачи - технологического обеспечения производства боеприпасов к более сложной и комплексной - разработке реактивной системы залпового огня. Этому способствовало и некоторое ослабление конкуренции. Как раз в эти годы другая организация, ранее добившаяся несомненных успехов в создании реактивных систем залпового огня и, по сути, монополизировавшая их разработку - НИИ-1, - в свою очередь поднялась на следующую, более высокую ступень в иерархии конструкторских бюро оборонных отраслей, перейдя к разработке управляемых баллистических ракет.

Работы в НИИ-147 были начаты под руководством А.Н. Ганичева в инициативном порядке еще в 1957 г. Спустя два года их проведение было поддержано приказом Председателя госкомитета по оборонной технике от 24 февраля 1959 г., а еще через год - Постановлением Правительства от 30 мая 1960 г. №578-236. Основные требования заказчика были сведены в тактико-технических требованиях № 0010044, утвержденных 10 октября 1960 г.

Разработка полевой дивизионной реактивной системы «Град» в целом и реактивного снаряда М-21ОФ поручалась НИИ-147, порохового заряда двигателя - НИИ-6, боевой части - ГСКБ-47, боевой машины - СКБ-203.

Разрабатываемое изделие по конструктивной схеме и основным характеристикам, в том числе по максимальной дальности, массе и габаритам, было весьма близко к РЗС-115. Массовые показатели топливного заряда и наполнения боевой части возросли пропорционально увеличению площади миделя при росте калибра реактивного снаряда со 115 до 122 мм - величины, более традиционной для отечественных артиллерийских снарядов.

Но при этом в конструкцию реактивного снаряда было внесено важнейшее новшество - раскрываемое при старте оперение. Само по себе оно не было изобретением тульских конструкторов. Известно, что в годы Второй мировой войны немцы довольно широко применяли ракету R-4M, многочисленные удлиненные перья стабилизаторов которой в сложенном положении занимали пространство вокруг специально удлиненного сопла двигателя, а после выхода ракеты из пускового устройства откидывались назад, образуя своего рода подобие прутьев веника. Однако такая конструкция требовала искусственного удлинения сопла ракеты, тем самым увеличивая ее вес и габариты. В конструкции ракеты системы «Град» была принята другая схема. Перо стабилизатора было выполнено не плоским, а в форме сектора цилиндра, изогнутым при виде спереди по дуге с радиусом, близким к половине диаметра ракеты. Разработчики именовали такую форму «вороньим крылом». В сложенном положении поверхности стабилизаторов как бы продолжали цилиндр корпуса двигателя ракеты. Раскрытие блока стабилизаторов, до старта удерживаемых кольцом, осуществлялось пружинным механизмом. В раскрытом положении лопасти стабилизатора были повернуты на 1° по отношению к плоскости, проходящей через продольную ось реактивного снаряда, что обеспечивало закрутку относительно данной оси для осреднения влияния эксцентриситетов тяги и центра масс.

Разумеется, как всякое техническое решение, применение раскрываемого оперения было связано с решением ряда проблем. В частности, сам процесс раскрытия осуществлялся не одновременно по всем лопастям стабилизатора. При этом в движение реактивного снаряда вносились дополнительные возмущения в самом начале его разгонного участка, что могло привести к недопустимому ухудшению кучности. Для устранения этих логически вполне мотивированных возражений против нового технического решения оно было опробовано в деле. На полигоне под Нижним Тагилом провели сравнительные стрельбы двух вариантов опытных пусковых установок на базе переделанных БМ-14 - для снарядов со стационарным и с раскрываемым оперением. Существенных отличий по кучности не наблюдалось, что позволило принять для дальнейшей разработки вариант с раскрываемым оперением и скомпоновать компактную пусковую установку с трубчатыми направляющими, практически полностью использовав грузоподъемность шасси. Разумеется, при этом потребовалось обеспечить высокую точность изготовления трубчатой направляющей и сохранения ее формы при сборе пакета направляющих. Трубчатые направляющие применялись и ранее в пусковых установках турбореактивных снарядов, но там технологические задачи упрощались малой длиной как направляющих, так и снарядов. Для пусковой «Града» заданная форма направляющей должна была обеспечиваться с точностью 0,5 мм на длине около 3 м.

Предыдущая Оглавление Следующая