ПРИВЕРЖЕННОСТЬ К ЛЕГКОМУ КЛАССУ
Идею бронированного транспорта для передвижения пехоты на поле боя, как известно, одним из первых высказал «отец французских танков» полковник Жан Э. Этьен. В своей известной докладной записке от 1 декабря 1915 г., посвященной постройке «сухопутных броненосцев», он предложил также буксировать за каждым «броненосцем» гусеничный бронированный прицеп с 20 пехотинцами. Так, пока еще чисто теоретически, зарождалась пара «танк-бронетранспортер».
После Первой мировой войны, впрочем, французская армия не торопилась «механизировать» пехоту, предпочитая ей «моторизацию», т.е. небронированные колесные или полугусеничные транспортеры. Однако после Второй мировой войны французы среди первых занялись новыми транспортно-боевыми машинами пехоты и успели внести свой вклад в создание облика первого поколения боевых машин пехоты. И в 19б0-е гг., и позже во французских работах отчетливо проступали такие черты, как предпочтение легким высокоподвижным машинам и традиционный для французской военной промышленности изначальный расчет на экспорт бронетехники.
БТР ТТ 12 СН Mle 56 на базе легкого танка АМХ-13.
Необходимость создания для пехоты транспортно-боевых машин, позволяющих ей действовать совместно с танками, была осознана во Франции уже в середине 1950-х гг. Поскольку основной боевой машиной французских сухопутных войск в это время был легкий танк АМХ-51 (АМХ-13), казалось логичным выполнить соответствующий бронетранспортер на его шасси и заменить им уже устаревшие малые БТР ТТ6 и ТТ9 «Гочкис». В 1955 г. был собран первый опытный образец, а с 1957 г. в г. Роанне на заводе производственного объединения ARE началось серийное производство нового БТР на базе АМХ-13.
Компоновка базового шасси с передним расположением МТО хорошо отвечала поставленной задаче. Характерно, что БТР последовательно сменил несколько обозначений: ТТ 12 СН Мlе 56 вскоре сменилось на АМХ VTP («машина транспортировки войск»), а затем на АМХ VCI (VCI - Vehicule de Combat d'Infaterie, т.е. «боевая машина пехоты»), БТР имел массу 15 т, экипаж три и десант 10 человек, вооружался одним 12,7-мм пулеметом на поворотной турели с бронещитом, но зато пехотинцы в десантном отделении сидели вдоль продольной оси машины лицом к бортам и через откидные бортовые люки могли вести огонь из своего оружия. Толщина брони достигала 30 мм, скорость хода 60 км/ч, запас хода 350 км.
На этом же шасси строились КШМ VIT/PC, грузовой БТР VIT-Cargo, самоходный «истребитель танков». VIT/LT с ПТРК SS-11, «Милан» или «Toy», машина управления артиллерийским огнем VIT/LT, самоходная РЛС VIT/RATAC, санитарно-эвакуационная машина VIT/TB, самоходная 155-мм гаубица VTT/VCA. Впоследствии странам, закупившим такие машины, была предложена программа их модернизации с заменой бензинового двигателя дизельным и установкой 20-мм автоматической пушки во вращающейся башне.
БМП АМХ-10Р
Однако уже в начале 1960-х гг. стало ясно, что машина типа АМХ VCI не удовлетворяет растущим требованиям к боевым средствам мотопехоты, а принятие на вооружение основного боевого танка АМХ-63 (АМХ-30) лишало былого смысла и использование шасси АМХ-13. В середине 19б0-х гг. по выдвинутым французской армией тактико-техническим требованиям началась разработка специальной машины пехоты, предназначенной для совместных боевых действий с танком АМХ-30.
В 1965 г. конструкторское бюро «Д'Исси-ле-Мулино» (Atelier de Construction d'Issy-les-Moulineaux) представило макет первого прототипа, а в 1968 г. появился первый производство (так в тексте, прим. ВВС), а в следующем году первые АМХ-10Р попали в войска. Серийное производство машин осуществлялось в г. Роанне, где одновременно с ними выпускались основные танки АМХ-30 и боевые разведывательные машины АМХ-10RC.
АМХ-10Р относится к классу легких плавающих бронемашин и рассчитана на пехотное (мотопехотное) отделение. Общая схема компоновки, использованная в серийных БМП первого поколения (французской АМХ-10Р, советской БМП-1 и германской «Мардер»), стала впоследствии традиционной.
В носовой части корпуса справа находится моторно-трансмиссионное отделение (МТО), слева - отделение управления, вооружение установлено во вращающейся башне, десантное отделение занимает кормовую часть корпуса. Перед люком механика-водителя установлены три перископических прибора, средний из которых может заменяться пассивным (бесподсветным) прибором ночного видения. В средней части корпуса со смещением к левому борту (для уравновешивания МТО) установлена двухместная вращающаяся башня GIAT «Тукан» (Toucan) с основным вооружением. В башне справа от пушки располагается командир, слева - наводчик. Для посадки и высадки им служат верхние люки башни. В корпусе правее башни вдоль борта размещены два пехотинца лицом друг к другу. Позади башни на индивидуальных сидениях располагаются шесть пехотинцев — по двое вдоль бортов и двое в корме машины. Посадка и высадка десанта производятся через большую откидную кормовую аппарель с электромеханическим приводом. В самой аппарели выполнены две двери. В крыше десантного отделения имеются два больших люка, крышки которых при открытии фиксируются в вертикальном положении. Для наблюдения десантники располагают семью перископическими смотровыми блоками: один впереди справа, по два вдоль бортов справа и слева, два сзади.
![]() |
![]() |
БМП АМХ-10Р. |