БМП «Мардер»
Характерной чертой начавшегося в это время третьего этапа развития бундесвера было завершение развертывания запланированных соединений с качественным усилением их боевых возможностей за счет реорганизации и перевооружения на новую технику отечественной разработки и производства. Параллельно с танком «Леопард» велась разработка боевой машины пехоты (проект Neu — «новый», относившийся поначалу к бронетранспортерам). Причем согласовывались не только боевые свойства танка и БМП, но и вопросы материально-технического обслуживания. Работы над БМП в течение девяти лет вели фирмы «Рейншталь-Ганомаг» (кстати, в годы Второй мировой «Ганомаг» выпускала БТР SdKfz 251) и «Рейншталь-Хеншель» (впоследствии — «Тиссен-Хеншель»). Утверждалось даже, что БТР HS-30 был принят на вооружение «в обход» германского проекта Neu, что вызвало в 1966 г. в Бонне скандал с обвинением бывшего министра обороны Штрауса в махинациях.
Первые образцы новой бронемашины были показаны уже в 1960-1961 гг., всего было построено и испытано 23 опытные модели, различавшиеся схемой компоновки и установкой вооружения. Вариант для окончательной доработки выбрали в 1966 г. (М1966 Neu), а в начале мая 1969 г. БМП была представлена на полигоне Мюнстер военному руководству, среди которого были инспектор сухопутных войск генерал-лейтенант Шнец и инспектор боевых войск генерал-майор Гудериан, сын Гейнца Гудериана, еще в 1930-е гг. обосновавшего необходимость поддержки танков моторизованной пехотой.
Самоходный миномет на шасси БТР SPW lange.
В соответствии с традицией, берущей начало со Второй мировой войны, боевая машина получила «звериное» название «Мардер» (Marder — куница). Предполагалось выпустить 2171 шасси «Мардер», 245 из которых использовать для 120-мм самоходных минометов, остальные — для БМП. На производство ассигновали 1,8 млрд. марок. Генеральным подрядчиком была выбрана «Рейншталь АГ - Транспорттехник» в г. Кассель, а субподрядчиком стала «МаК Машинбау» в г. Киль. Производство началось в конце 1969 г., а поставки БМП «Мардер» в войска — в октябре 1970 г. (первые БМП "Мардер" вслед за «Леопардами» предназначались для частей 1-го и 3-го армейских корпусов). До 1975 г. обе фирмы выпустили соответственно 1159 и 977 БМП. Самоходные минометы на производство так и не поставили.
Схема компоновки «Мардер» призвана обеспечить максимальную защиту экипажу и десанту, наиболее удобное и безопасное спешивание в боевых условиях. Впереди справа расположено МТО, слева от него находится место механика-водителя, позади — боевое отделение с вращающейся двухместной башней. В башне справа размещается командир машины, слева — наводчик. Немцы остались верны своим принципам: командир должен сидеть в башне и иметь наилучший обзор. За башней находится десантное отделение, в котором размещаются семь стрелков: шестеро лицом к бортам по три в ряд, а седьмой (командир десантной группы) сидит по оси машины спиной по ходу и управляет кормовым пулеметом. Для высадки и посадки служит кормовая откидная аппарель с гидравлическим приводом, в крыше десантного отделения выполнены четыре круглых люка с откидными крышками. Позади механика-водителя находится запасное место, на нем может размещаться командир роты или батальона (на командирских машинах), наводчик на марше (для помощи водителю в наблюдении) или член экипажа другой, вышедшей из строя БМП.
Для основного вооружения была выбрана вынесенная схема установки: над низкопрофильной башней на массивном кронштейне укреплен закрытый бронированный лафет. В нем установлена автоматическая 20-мм пушка Mk20 DM5 Rh202 «Рейнметалл», а справа над ней — 7,62-мм пулемет MG3A1. Пушка имеет газовый двигатель автоматики и ленточное питание с подачей выстрелов электроконвейером из башни. Пушка должна решать задачи борьбы с открытой и легкозащищенной пехотой, бронемашинами и воздушными целями, поэтому в боекомплект входят выстрелы с бронебойными и осколочно-фугасными снарядами. Максимальный темп стрельбы - 1000 выстр./мин, углы наведения в вертикальной плоскости — от -10 до + 65°, высота линии огня — 2715 мм. Огонь по наземным целям ведется на дальностях до 1500 м, по воздушным — на высотах до 300 м и наклонных дальностях до 2000 м. Эффективная дальность стрельбы по легкобронированным целям — 600-800 м. Подкалиберный бронебойный снаряд пробивает на дальности до 1000 м броню толщиной до 20 мм при угле встречи 60°. Пулемет представляет собой модификацию единого MG3 с темпом стрельбы до 1300 выстр./мин.
Мотопехотное отделение на БТР SPW lange на учениях.