Надо также четко представлять, что любая БМП является базовой для большого семейства машин (командирских, командно-штабных, разведывательных, бронированных ремонтно-эвакуационных, машин родов войск самого различного назначения). Например, с учетом роста возможностей транспортной авиации напрашивается решение довести ее возможности для использования в частях ВДВ с целью резкого повышения их боевых качеств и ликвидации целого класса уникальных машин семейства БМД. К этому надо добавить отработку войсковых ремонтных средств, включая подвижные ремзаводы.
Боекомплект комплекса вооружения БМП-3.
Создание такого семейства не начато до сих пор, а оно предполагает длительные сроки разработки и перевооружения войск с учетом создания необходимого резерва на мобилизационный период, а это десятки лет. Это является одной из главных проблем перевооружения, когда за данный период пересматриваются военные доктрины, причем по несколько раз, меняются Главкомы и начальники всех уровней, появляются и исчезают целые управления МО и промышленности, от которых зависит участь реализации такого проекта. Отметим также и вынужденную «текучесть» (мало «любителей», способных в одной должности и звании работать хотя бы полтора десятка лет) непосредственных исполнителей управлений МО, реализующих концепции и ТТЗ в промышленности.
Эта работа крайне специфична и никак не укладывается в общеармейские нормативы прохождения службы, она требует соответствующей специальной подготовки и в настоящее время в полной мере не опирается ни на один армейский институт, так как практически сошла на нет подготовка военных специалистов для военных представительств и исследовательско-испытательных учреждений МО в области БТТ.
Комплекс вооружения БМП-3.
Необходимо отметить, что большинство современной справочной литературы по вопросам БТТ весьма напоминает иллюстрированный альбом любителя бабочек, собирающих их цветные картинки с кратким описанием, где эти бабочки водятся. Сравнить или оценить достоинства или недостатки БМП по ним просто не представляется возможным, так как из приведенных характеристик практически ничего не следует. Тем не менее, зачастую приводится оценка различных образцов БТТ без ссылки на источники, проводившие такое сравнение.
Чтобы осознать, сколь трудно сделать сравнительную оценку образцов БТТ, руководствуясь только справочными данными, рассмотрим некоторые свойства, принимавшиеся во внимание при разработке отечественной БМП-3.
Обитаемость и эргономика
Это такие свойства, которые справочники благополучно обходят. Они весьма многогранны и разнообразны.
БМП наряду с окопом (землянкой) является или должна являться родным домом мотострелка. В ней он должен совершать масштабные переходы, в том числе по зараженной местности, питаться, восстанавливать свои силы после боев в пешем строю, держать в ней часть личного имущества и дополнительный комплект боеприпасов к табельному оружию, существовать в далеко не совершенном в психологическом отношении коллективе, не быть большой помехой остальным в случае ранения или недомогания и, в конце концов, иметь возможность, как говорят в армии, оправиться. Неплохо бы иметь на машине и другие минимальные средства гигиены, хотя бы электробритвы (на стадии ОКР даже заикаться об этом не дадут, хотя электроэнергии на современной машине достаточно). Ведь после ввода БМП в бой бойцы должны выскочить из машины «как огурчики», если бы удалось реализовать все необходимое для них хотя бы на половину.
Посмотрим с этой точки зрения на БМП-1. В учебном использовании ее десантное отделение, как правило, стараются загрузить, дабы она не взбрыкивала на каждой кочке из-за смещения центра тяжести вперед в сторону моторно-трансмиссионного отделения. Десант, извините, «живой груз», жестко не привязанный к конструкции машины, поэтому в какой-то мере сам способен раскачивать машину: «огурчики» укачиваются и киснут, теряя боеспособность.