Бронированная крыша на БМП, БТР и, конечно, на машинах поддержки танков обязательна. И это положение стало закономерным и обязательным после одного совещания представителей заводов и организации, связанных с проектированием и производством колесных и гусеничных бронированных машин. В 1958 г. я присутствовал на этом совещании как представитель военной академии бронетанковых и механизированных войск, поскольку академия тогда разрабатывала новый тип колесного бронетранспортера. На этом совещании в Начальник танковых войск маршал бронетанковых войск П.П. Полубояров обязал все заводы и проектные организации установить в достаточно жесткие сроки на всех опытных и серийных машинах бронированные крыши.
На бронетранспортере, который разрабатывала академия, бронированная крыша была предусмотрена с самого начала проектных работ, примерно в 1955 г. Крыша имела наклоны листов в сторону бортов и четыре больших десантных люка, крышки которых могли закрывать проемы люков, устанавливаться вертикально либо отбрасываться на верхние наклонные бортовые листы корпуса. В последнем случае эти крышки усиливали броневую защиту верхнего пояса корпуса бронетранспортера, но в то же время позволяли вести огонь из личного оружия через совмещенные по положению лючки корпуса и лючки крышек люков или через верхний борт корпуса.
Мне представляется, что нужно вести разговоры не об отказе от крыш корпусов, а об усилении зашиты крыш от нападения с воздуха за счет толщины ее листов, а, может быть, располагая на ней элементы активной и пассивной защиты от различных видов оружия, атакующих сверху бронированные машины. Это, естественно, приведет к увеличению массы машин, но делать это необходимо, поскольку способы нападения на танки и другие бронированные машины с воздуха будут совершенствоваться.
Возможны и другие варианты выполнения крыш корпусов. Например, некоторые участки крыши могут подниматься вверх на 400-450 мм с помощью гидроцилиндров, давая возможность мотострелкам вести наблюдение за местностью и расположенными на ней целями и вести огонь по ним из своего оружия. Но все эти варианты следует обсуждать и экспериментально проверять.
В корпусах всех боевых машин должны быть предусмотрены аварийные люки, через которые люди, находящиеся в машине, имели бы возможность покинуть ее, если дальнейшее пребывание в ней грозит гибелью. У прежних танков, да и у современных, это можно сделать, используя люки башни и механика-водителя, а также аварийный люк в днище корпуса. Правда, использование люка в днище затруднительно и не всегда возможно, если под люком остановленного танка расположено грунтовое препятствие (валун, пень, замерзший бугор грунта и т.д.). Но этих люков должно быть два, тогда вероятность успешного покидания экипажем танка увеличится и сократится время этого выхода.
Дозорно-патрульная машина ДПМ
Покидание экипажем танка через верхние корпусные люки существенно увеличивает вероятность поражения людей автоматным и пулеметным огнем противника, который внимательно следит за действиями членов экипажа подбитого танка. Конечно, разместить аварийные люки в бортовых и кормовых листах корпуса танка трудно, но если бы это удалось сделать, то это спасло бы жизнь многим танкистам. Возможно, следует подумать о том, чтобы члены экипажа танка покидали его корпус в своеобразном коконе, который выталкивался бы из машины с помощью вспомогательных устройств.
Вспомним катапультирование летчиков самолетов, членов экипажей подводных лодок в всплывающих спасательных емкостях. Все это не так просто осуществить, но все это нужно делать во имя спасения высококвалифицированного, имеющего боевой опыт личного состава, который в дальнейшем будет продолжать воевать. Подготовка хороших экипажей требует затрат достаточно большого времени и средств, поэтому следует обеспечивать надежную эвакуацию членов экипажа подбитых танков, которые кроме хорошей подготовки получили и боевой опыт.
На машинах поддержки танков, особенно двухзвенных, выполнить аварийные люки в бортовых и кормовых листах корпуса проще, чем на танке. Поэтому с позиций более надежного спасения экипажей и десанта этих машин следует выполнять аварийные люки на обоих бортах, в корме и днище, поскольку в зависимости от обстановки будет возможность выбирать наиболее безопасный люк или значительно уменьшить время покидания машины.
На машинах поддержки танков комплекс вооружения должен быть таким, который позволял бы эффективно уничтожать в первую очередь обнаруженные противотанковые средства противника. Видимо, этот комплекс должен включать автоматические пушки калибра не более 45 мм и спаренные с ними обычные или крупнокалиберные пулеметы. Углы возвышения оружия должны позволять вести огонь по высокорасположенным целям, вертолетам и самолетам. Если машины поддержки танков должны также бороться с танками противника, то, естественно, что они должны иметь соответствующее оружие - противотанковые ракетные комплексы.
В заключение несколько слов о названии тяжелых бронированных боевых машин поддержки танков. На мой взгляд, им можно оставить название БМП, только впереди добавить одну букву «Т» - ТБМП. Танковая боевая машины пехоты или тяжелая боевая машины пехоты. Или боевая машина пехоты танков, если букву Т заменить на букву Б - БМПТ. Или боевая машина танкового десанта - БМТД. Во всех этих названиях отражено, с одной стороны, что танки тесно взаимодействуют с пехотой, которая раньше, в годы Второй мировой войны, перемещалась на танках, а теперь на отдельных боевых машинах. С другой стороны, и танки, и боевые машины поддержки танков помогают своим огнем защищать друг друга - и танки, и машины поддержки, подавляя при этом противостоящего им противника.