Предыдущая Оглавление Следующая

C75021.jpg

РЛС П-12

В дальнейшем на позиции дивизиона 6 ракет находились на пусковых установках в состоянии ОГ (окончательная готовность) и до 18 ракет на транспортно-заряжающих машинах в состоянии ПГ (промежуточная готовность - без заправки окислителем) в хранилище ракет - сооружении №7, рассчитанном на 18 боевых и 2 учебных ракеты.

Для размещения дежурных сил во время несения боевого дежурства и при разряжении пусковой установки с передачей ракеты на транспортно-заряжающую машину (ТЗМ) они устанавливались на боевой позиции во взводных укрытиях, рассчитанных на две машины.

Прием ракет с баз хранения и с заводов-изготовителей, хранение ракет, подготовка ракет к боевому использованию осуществлялись техническим дивизионом полка (бригады). Технический дивизион при боевой работе производил сборку ракет, пристыковку крыльев, стабилизаторов, рулей; установку боевых частей, предохранительно-исполнительного механизма, пиропатронов; проверку бортового оборудования ракет; заправку сжатым воздухом, горючим и транспортировку ракет на стартовые позиции.

Вся техника зенитных ракетных (огневых) и технических дивизионов выполнялась в габаритах, обеспечивавших после перевода техники в транспортное положение возможность транспортировки автомобильным транспортом по шоссейным и грунтовым дорогам, по железным дорогам - на стандартных железнодорожных платформах. Транспортировка ракет осуществлялась в специальной таре в полувагонах.

При работе зенитного ракетного комплекса в составе полка или бригады для поиска воздушных целей использовались целеуказания, поступающие от командного пункта части. Кроме того, комплекс СА-75 мог вести боевые действия самостоятельно с использованием целеуказания от придаваемых ему радиолокационных средств - станции разведки и целеуказания П-12 «Енисей» и радиовысотомера ПРВ-10.

РЛС дальнего обнаружения метрового диапазона П-12 "Енисей" была разработана в 1954-1956 гг. в СКБ-197 ГКРЭ под руководством главного конструктора Е.В. Букалова. В 1962 г. производились полигонные испытания усовершенствованного варианта РЛС  П-12МП с повышенной надежностью, уменьшенным побочным излучением и возможностью сопряжения с РЛС обнаружения других типов, работающими в сантиметровом диапазоне, а также с комплексом автоматизированного управления группировкой ПВО "Воздух-1П". В 1970 г. в РЛСП-12МП были введены новые дополнительные элементы: аппаратура "мерцания" для защиты от противорадиолокационных ракет типа "Шрайк". Позднее были проведены работы по переводу станции П-12МП на новую элементную базу и сопряжению ее с новой системой опознавания государственной принадлежности самолетов ("Кремний-2М"). В результате такой модернизации станция получила наименование РЛС П-18 ("Терек", 1РЛ131) и после испытаний в 1971 г. была принята на вооружение.

Разработка передвижного радиовысотомера ПРВ-10 была начата в ОКБ завода №588 МГСНХ в первой половине пятидесятых годов. Опытный образец высотомера, созданный на базе высотомерной части опытного образца РЛС «Тополь-2» (разработчик - НИИ-244 MB), был испытан в 1956 г. Антенная система и приемо-передающая аппаратура радиовысотомера монтировались на колесной артиллерийской повозке, а индикаторная аппаратура и агрегат электропитания - на шасси автомобильного прицепа.

Нормативное время развертывания комплекса в составе антенного поста, кабины станции наведения ракет с настройкой аппаратуры, дизель-электростанции, РПУ, шести пусковых установок комплекса СА-75 было определено на полигоне на основании работ по развертыванию (переводу в боевое положение) и свертыванию (переводу в походное положение), проведенных разработчиками, изготовителями, представителями Заказчика, и составило 6 часов. Позднее это время сократили до 4 часов, а в шестидесятые годы довели до 2 часов 20 мин. В ряде случаев, на соревнованиях этот норматив многократно перекрывался - ракетчикам удавалось развернуться за 30-40 мин.

Последующая войсковая эксплуатация комплекса СА-75 «Двина» показала, что продолжительность перевода комплекса из походного положения в боевое и из боевого в походное определялись, в основном, временем на развертывание и свертывание антенного поста и пусковых установок. На боевой позиции все боевые элементы соединялись между собой кабелями для централизованного обеспечения электроэнергией, передачи команд и исходных данных, синхронной связи систем наведения.

Средняя скорость на марше колонны боевой техники дивизиона по дорогам составляла 20 км/ч и ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

C75022.jpg

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz