Предыдущая Оглавление Следующая

СА-75М «Двина-А»

В ОКБ завода №304 был разработан и в 1957 г. изготовлен в опытном образце трехкабинный вариант комплекса СА-75. Кабина П была оставлена без изменений. Остальное оборудование станции наведения ракет было смонтировано в кабинах, размещенных на двух автомобильных прицепах. По документации, подготовленной на заводе №304, Ульяновским автозаводом для размещения аппаратуры были переделаны двухосные прицепы (типа МАЗ-5206), на которых монтировались герметичные утепленные кабины, предназначенные ранее для размещения аппаратуры станций орудийной наводки СОН-4. В боевом положении прицеп устанавливался на домкраты и выносные дополнительные опоры. Общая масса прицепа - 14 тонн. Буксировка прицепов осуществлялась тягачами типа КрАЗ-214.

В состав комплекса была включена радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12, выносной индикатор кругового обзора которой был размещен в кабине управления ЗРК.

Комплекс СА-75М «Двина-А» в серийное производство не передавался.

Комплексы СА-75М «Двина» и СА-75МК «Двина»

В конце 1950-х - начале 1960-х гг. возможности зенитных ракетных комплексов системы С-75 несколько раз были продемонстрированы при стрельбе по самолетам-нарушителям в Китае и СССР, а также на Кубе. Заинтересованность в приобретении у Советского Союза зенитного ракетного управляемого оружия проявили несколько стран.

Серийное производство зенитных ракетных комплексов СА-75 «Двина» и С-75 «Десна», работающих в различных частотных диапазонах, но с близкими боевыми возможностями, позволило в целях сокрытия характеристик состоявших на вооружении советских Войск ПВО страны ЗРК системы С-75 6-сантиметрового диапазона, производить до середины 1960-х гг. экспортные поставки только комплексов СА-75 с радиолокационными средствами 10-сантиметрового диапазона и ракетой 11Д. Специально для экспортных поставок в ОКБ завода №304 (МРТЗ) были созданы модифицированные варианты комплекса СА-75 «Двина»: СА-75М, предназначенный для социалистических стран, и СА-75МК, экспортируемый в прочие зарубежные страны. Комплексы СА-75М и СА-75МК изготавливались промышленностью со станцией наведения ракет РСН-75МА в трехкабинном варианте и незначительно отличались между собой составом оборудования, комплектацией и исполнением, отвечающим климатическим условиям страны-заказчика. Изменение состава аппаратуры комплекса, а также комплектация кабин дополнительными элементами системы жизнеобеспечения и поддержания относительно комфортных условий для боевых расчетов в особых климатических условиях повлекло увеличение потребления электроэнергии. Была разработана и поставлена на серийное производство новая распределительная кабина «РМ».

Комплексы оснащались ракетами 11Д (В-750В) и 11ДА. Во Вьетнам и ряд других стран поставлялись комплексы также и с ракетами 11ДУ и 11ДМ.

Комплексу СА-75М (СА-75МК) придавалась радиолокационная станция разведки и целеуказания П-12МН с системой дистанционного управления и выносным индикатором кругового обзора (ВИКО). Помехозащищенность станции обеспечивалась использованием системы селекции подвижных целей (СПЦ).

С-75 «Десна»

Как уже отмечалось, первоначально разработка системы С-75 велась применительно к аппаратуре 6-сантиметрового диапазона. Постановлением СМ СССР от 25 августа 1956 г., определившим ускоренную разработку упрощенного варианта комплекса 10-см диапазона (диапазона «В»), предусматривалось и продолжение работ по комплексу со средствами 6-сантиметрового диапазона. Совместные испытания комплекса должны были начаться в октябре 1957 г.

В мае 1957 г. опытный образец ЗРК 6-сантиметрового диапазона (диапазона «Н») с кабинами, размещенными на шасси автомобилей ЗИЛ, был отправлен на полигон Капустин Яр на площадку №32 для проведения испытаний. Дополнительным Постановлением СМ от 31 мая 1957 г. испытания новой зенитной ракетной системы предписывалось завершить в 1957  г. Однако из-за задержек в освоении новых изделий и загруженности испытателей доводкой комплекса 10-сантиметровго диапазона в декабре 1957 г. были завершены только заводские и начаты полигонные испытания комплекса диапазона "Н". При принятии СА-75 на вооружение был задан новый срок завершения совместных испытаний С-75 диапазона «Н» с ракетой В-750ВН -май 1958 г.

Решением правительственной Комиссии по военно-промышленным вопросам (ВПК) №20 от 3 апреля 1958  г. наряду с требованием обеспечить до 20 апреля полное изготовления комплекса системы С-75 диапазона «Н» была поставлена задача сокращения транспортных средств, предназначенных для размещения его боевых средств.

В первоначальном варианте комплекс проектировался в пятикабинном варианте, но в ходе работ по созданию серийного образца был принят и реализован трехкабинный вариант с размещением аппаратуры индикаторной и аппаратной кабин не в кузовах автомобилей ЗИЛ-150 (ЗИЛ-151), а на шасси автомобильных прицепов.

Отказ разработчиков комплекса от, казалось бы, прогрессивного размещения аппаратуры станции наведения ракет в КУНГах на шасси автомобилей носил вполне оправданный характер. Опыт эксплуатации комплекса СА-75 «Двина» показал, что время развертывания дивизиона в походное положение из боевого, как и обратного перевода из боевого в походное, намного превышало возможную продолжительность пристыковки прицепа к тягачу и определялось длительностью демонтажа или монтажа антенн на антенном посту, а также установки (демонтажа) подкатных ходов на пусковых установках. Кроме того, размещение аппаратуры в пяти кабинах и на антенном посту требовало длительной стыковки-отстыковки большого числа кабельных соединений. Да и скорость дивизиона на марше ограничивалась скоростью буксировки опять-таки пусковых установок и антенного поста.

При использовании зенитных ракетных комплексов СА-75 для обороны стационарных объектов смена их позиций производилась не чаще одного-двух раз в год - как правило, в ходе проведения учений. Размещение аппаратурной части комплекса в фургонах на автомобильном шасси привело к необходимости постоянного круглогодичного обслуживания базовых автомашин и содержания в готовности к возможному перебазированию при использовании их при смене позиций по прямому назначению в течение только нескольких часов в год. При этом КУНГи на автомобильных шасси, как правило, постоянно находились под открытым небом, подвергаясь неблагоприятным воздействиям всех атмосферных факторов.

В варианте размещения аппаратуры на прицепах автомобили-тягачи могли содержаться в сооружениях автопарков. Кабины на прицепах были просторнее тесных КУНГов на автомобильных шасси, что и позволило сократить число кабин. В соответствии с уменьшением числа кабин комплекса снижалось и число потребных автомобилей в составе комплекса - тягачей требовалось меньше, чем шасси КУНГов.

По сравнению с комплексом СА-75 в комплексе С-75 была существенно изменена аппаратура передающей кабины П; новыми были кабины управления огнем У и аппаратная А. Система энергообеспечения (дизель-электрические станции и распределительная кабина) размещалась на базе автомобильных прицепов.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz