Сравнительная характеристика динамитных крейсеров |
||
«Vezuvius» |
«Nictheroy» |
|
Водоизмещение, т |
930 |
6530 |
Размеренна, м |
76,91x8,06x2,74 |
123,76x14,70x6,33 |
Силовая установка |
2 вала, 3200 л.с. |
1 вал, 3600 л.с. |
Макс, скорость, уз. |
21 |
14,5 |
Дальность плавания |
3000 миль (уголь 152 т) |
? миль (уголь 1000 т) |
Вооружение: |
||
динамитные орудия |
3x381 |
1x267 |
скорострельные орудия |
3x47/44 |
1 х 127/40; 2x102/40; 8x57/43 |
Экипаж,чел. |
70 |
400 (?) |
Новый корабль весьма символично был наречен в честь вулкана Везувия, который смел во время своего извержения город Помпею.
Первым «Везувиусом» американского флота стало бомбардирское судно, спущенное на воду в мае 1806 г. Его водоизмещение было всего 125 т, а вооружение состояло из 13" мортиры, восьми 9-фн и двух 24-фн пушек. Судно строилось для Карибского моря и Мексиканского залива и предназначалось для борьбы с пиратами и работорговцами.
В своей миссии судну способствовала удача, и на его счету числился захват двух пиратских и одного невольничьего судов. Но наиболее известное событие из жизни корабля, оставшееся, кстати, незамеченным современниками, произошло в 1810 г., когда семейство коммандера Давида Портера совершило на нем рейс из Нового Орлеана в Вашингтон. Вместе с ним свое первое плавание совершил молодой человек, подопечный Портера, имя которого тогда еще никому ничего не говорило. Это был Давид Глесгоу Фаррагут, будущий адмирал, герой гражданской войны.
В 1816 г. «Везувиус» пришел в полную ветхость и практически не использовался, а когда в 1829-м у его борта взорвался пароход «Фултон», судно было сдано на слом.
Второй «Везувиус», построенный в 1845 г., водоизмещением около 100 т, до приобретения флотом Соединенных Штатов назывался «Санта Мери». В связи с очередной американо-мексиканской войной в 1847 г. флот пополнился рядом кораблей, среди которых был и бриг «Везувиус», вооруженный единственной 10" мортирой. Несмотря на свою краткую карьеру (судно было возвращено прежним владельцам в 1848 г.), бриг принял участие в ряде акций у Туксапана и Табаско в составе эскадры адмирала Мэтью Перри, не раз высаживая десанты на побережье противника.
В военно-морских справочниках динамитный крейсер «Везувиус» называется третьим кораблем американского флота с таким именем. Но это не совсем корректно, так как с июня по август 1869 г. имя «Везувиус» носил еще монитор «Типпен-каноэ». Таким образом, динамитный крейсер был лишь четвертым кораблем с этим именем.
ЗАКЛАДКА И СТРОИТЕЛЬСТВО
«Везувиус» был заложен в сентябре 1887 г. на верфи фирмы «Уильям Крамп энд Санс шипс энд Энжин Билдинг К°» («William Cramp and Sons Ships and Engine Building Сo») в Филадельфии.
Спуск на воду, состоявшийся 28 апреля 1888 г., стал большим днем для завода. «Везувиус» сходил всего через восемь минут после спуска канонерки «Йорктаун» (PG 01). Его крестной матерью стала мисс Элеонора Брекинридж.
«Везувиус» был небольшим судном, и работы по корпусу были быстро завершены. Но окончательная достройка на плаву сильно затянулась из-за капризности пневматических орудий. «Главная проблема «Везувиуса», — писал в журнале того времени лейтенант Х.М. Думбах, — состояла в том, что его орудия были установлены на борт прежде, чем их система стала достаточно совершенна».
Будущий командир крейсера, Сетон Шредер, тогда еще молодой офицер флота, потратил много усилий, добиваясь ускорения достройки корабля, попутно постигая все особенности и тайны строительства, что, безусловно, ему потом сильно пригодилось.
![]() |
![]() |
Бостонская верфь. Монитор «Вайандотте», б. «Везувиус», с личным составом, построенным на смотр. 1898 г. | Сетон Шредер |
Сетон Шредер (Seaton Schroeder) родился 17 августа 1849 г. В сентябре 1864 г, когда ему исполнилось пятнадцать, поступил в Военно-морскую Академию САСШ и в 1868 г. получил там высшее образование. По окончании первым местом назначения молодого офицера стало судно «Беника» («Benica»), на борту которого Шредер принял участие в своей первой боевой акции - в Корейской экспедиции 1871 г. Позже, на борту «Сватра» («Swatra»), Шредер совершил кругосветное плавание. Следующим назначением стал «Геттисберг» («Gettysburg»), на котором проводилась гидрографическая съемка Средиземного моря. В перерыве между съемкой Шредер принял участие в перевозке Египетского обелиска (знаменитой Иглы Клеопатры) из Египта в Нью-Йорк. Первой командной должностью молодого лейтенанта стало назначение старшим офицером и одновременно штурманом на корабль «Альбатрос» («Albatross»), служивший на охране рыбных промыслов. На этой должности Шредер оставался около трех с половиной лет, пока в 1885 г. он не был переведен в «Интеледжент офис».
За все время службы Шредер зарекомендовал себя как грамотный, разбирающийся в технике офицер, и потому, когда конгресс принял решение о строительстве динамитного крейсера, лучшего командира для него, чем Шредер, найти было трудно.
Под управлением своего командира на крейсере установился здоровый дух соперничества, способствовавший множеству рацпредложений и изобретений. Интересен факт, что даже после того, как испытания «Везувиуса» были признаны неудачными, и пресса ополчилась против экспериментального корабля, чуть ли не единственными защитниками дела внедрения динамитных орудий на флоте осталась команда крейсера. Досконально разобравшись в конструкции орудий, Шредер разработал совместно с Дригсом новую оригинальную конструкцию, которая вошла в историю как орудие Дригса-Шредера. Во время службы на крейсере Шредер был продвинут до капитан-лейтенанта.
В 1896 г, когда «Везувиус» был законсервирован, исполнительный и энергичный капитан-лейтенант был назначен на должность старшего офицера броненосца «Массачусетс», на этой должности он участвовал в испано-американской войне, после которой стал командиром броненосца. А через год начальство решило перевести Шредера на береговые должности, и он сначала служил в должности военного губернатора только что приобретенного Гуама, а затем в 1903 г. и главным офицером разведки. Следует отметить, что в Соединенных Штатах того времени перевод на береговые должности не был мерой взыскания. Наоборот, считалось, что настоящий офицер должен чередовать сухопутные и плавдолжности. Так было и сейчас. Этим переводом Шредер был фактически продвинут на следующее звание.
В 1906 г. он снова командует кораблем - броненосцем «Виржиния». На его борту в 1907 г. он принял участие в знаменитом Большом круизе Белого флота. Почти в самом конце плавания пришло известие, что отныне Шредер контр-адмирал, и по возвращении флота, с 8 марта 1909 г., новоиспеченный адмирал вступил в командование Атлантическим флотом Соединенных Штатов. На этой должности он оставался до 1911 г., пока не вышел в отставку.