Предыдущая Оглавление Следующая

Сравнительная характеристика динамитных орудий

Система

203-мм

203-мм

267-мм

381-мм крейсера «Везувиус»

381-мм береговая

381-мм

Длина ствола, м/ф

18/60

3,5/11

16,47/54

16,47/54

15/50

15/50

Давление, атм

70,5

180

70,5

70,5

140

350

Масса ВВ, кг/фн

45,3/100

45,3/100

91/200

22,6/50

227/500

159/350

91/200

 45/100

227/500 

181/400

136/300

91/200 45/100

91/200

Масса снаряда, кг/фн

62/137

62/137

91/200**

445/980**

350/780**

227/500

130/285**

448/990 

390/860

330/728

252/558 195/430

227/500

Калибр снаряда, мм

203

203 

267

267

381

305**

254

203" 

381 

381

381

381 381

381

Дульная скорость, м/с

230*

190*

160*

230*

130*

150*

200

290*

210* 

230*

260*

300* 350*

520*

Дальность, м

2100*

1590*

1200*

2100*

760*

1100*

1900

3000* 

1900*

2100*

2400* 

3000* 3200*

4500*

Примечание: * - расчет; ** - выбрано в пропорции к ближайшему аналогу. Пневмоавтоматика для всех орудий взята, как для «Везувиуса». Угол возвышения орудий во всех случаях 18°. Из-за этого некоторые опытные данные могут частично не совпадать, но сразу видно, что дальность стрельбы береговым 381-мм орудием 100-фунтовым снарядом завышена.

Защита

Корабль был совершенно лишен бронирования, но все помещения для заряжания орудий и магазины с боеприпасами находились ниже ватерлинии, что гарантировало некоторую защиту.

Забронированной была лишь рубка, в которую выводились все клапаны для управления пневматикой. Это была довольно просторная боевая рубка, круглая в плане. Наблюдение и боевое управление осуществлялось через узкие щели. По поводу толщины ее стальных листов однозначного мнения нет. Так, в справочнике Конвея указывается 25 мм, а в работе А. Яскулы — 13 мм. 

Единственный недостаток рубки заключался в том, что она не имела ни дверей, ни лазов на главную палубу. Для того чтобы войти или выйти, требовалось идти окольным путем по нижним палубам. Поэтому в бою командир крейсера получался своего рода заложником корабля. В случае потопления, люди, находившиеся в рубке, практически не имели шансов выбраться на поверхность.

АРТИЛЛЕРИЯ

Пневматические пушки

Безусловно, главным оружием крейсера и его «визитной карточкой» были три пневматические пушки, называвшиеся в то время «аппаратами для стрельбы воздушными торпедами». Первоначально предполагалось вооружить корабль 267-мм динамитными орудиями, но уже в процессе строительства их заменили более мощными 381-мм. Сравнительная характеристика обеих систем представлена в таблице.

Самым первым вопросом, появившимся еще на стадии выдачи технического задания, стал вопрос о схеме размещения и конструкции пневматических орудий. Вариант с установкой на поворотном лафете отпал сразу: конструкция получалась слишком тяжелая и большая по габаритам, так что даже по самым скромным подсчетам требовалось судно водоизмещением, в несколько раз превышающим отпущенные 900 тонн. Сам собой напрашивался вариант со стационарным размещением стволов в корпусе.

Одновременно возник другой вопрос: как разместить эти стволы. С точки зрения боя в линии орудия напрашивались ориентированными побортно. Однако из-за того, что размах бортовой качки обычно намного превышает размах килевой, получалось, что точность установленных таким образом орудий хуже почти на порядок. Кроме того, орудия в диаметральной плоскости было гораздо легче вписать по условиям компоновки.

По своей конструкции орудия представляли три тонкостенные чугунные трубы3. Они были установлены неподвижно в диаметральной плоскости под углом 18° к горизонту. Первоначально при проектировании было решено установить их под углом 10°, но уже в ходе строительства из-за боязни рикошета снаряда при падении угол возвышения был увеличен сначала до 16°, а затем окончательно до 18°.

Толщина стальной стенки составляла несколько миллиметров4, внутрь ствола в скрепленном состоянии для уменьшения коэффициента трения вкладывалась медная труба. Также для уменьшения сопротивления снаряда в канале ствола пушка была гладкоствольная. Для закручивания снаряда в полете предназначались небольшие деревянные стабилизаторы, наподобие современных стабилизаторов для мин.

DinWp012.jpg

Схема заряжания пневматического орудия крейсера «Везувиус»

Длина орудия составляла 16,47 м, но практически целиком оно было запрятано внутри корпуса. Над палубой, в 11 метрах от форштевня, ствол выставлялся на пару метров.

Казенная часть орудий располагалась ниже ватерлинии. Поэтому для заряжания пневматических орудий требовались манипуляции глубоко в недрах судна, в отличие от большинства судов того периода, где все происходило на уровне главной палубы.

На «Везувиусе», последние три метра трубы каждого ствола были откидывающимися. У казенной части орудия находился большой вращающийся барабан, наподобие барабана для револьвера. Он имел пять отсеков, в каждом из которых находилось по динамитному снаряду.

При заряжании барабан проворачивался так, чтобы ось симметрии самого нижнего отделения совместилась с осью откидывающейся части орудия. Тогда снаряд досылался в трубу посредством гидравлического досылателя, после чего откидывающаяся секция занимала свое место у орудия и, таким образом, получалась своеобразная трубка 54-футовой длины, запечатанная с одного конца, внутри которой находился снаряд. В этом положении орудие было готово произвести выстрел.

После заряжания револьверный барабан немедленно .изготавливался к следующему заряжанию. Перед ним стоял еще один барабан, полностью идентичной конструкции. Единственное отличие заключалось в том, что снаряд из него досылался в первый барабан. Таким образом, каждое орудие могло произвести по 10 выстрелов. Пока корабль не производил все 30 выстрелов, барабаны не могли быть перезаряжены. Сама операция перезарядки производилась в портовых условиях и требовала значительного времени. Боезапас корабля составлял 30 снарядов, но обычно, чтобы иметь в барабане пустое место, загружали по 27.

В литературе указано, что максимальная скорострельность орудий была около одного выстрела в минуту5, но стрельбу в таком темпе крейсер не вел.

Рядом с барабаном помещался и весь комплекс пневматики: компрессоры, баллоны со сжатым воздухом, пневмовентили, а также гидравлическое оборудование для управления всем этим.


3 В литературе, например в работе И. Сакса, встречается ошибочное мнение, что корпус орудий был стальной. Однако, как показывают архивные документы, хотя это и кажется на первый взгляд маловероятным, стволы были чугунными.

4 По данным И. Сакса - 3 мм.

5 А по данным С. Шунца, выстрел в две минуты.

Предыдущая Оглавление Следующая