Военные считали, что если «забор Макнамары» не будет продолжен в глубь Лаоса, то основной путь перехода людей и доставки снаряжения в Южный Вьетнам останется открытым.
Продолжение «забора» на территорию Лаоса представило бы серьезную политическую проблему. Премьер-министр Лаоса принц Суванна Фума решительно воспротивился этой идее.
Если даже соглашение с Лаосом было бы достигнуто, многие военные заявляли, что и в этом случае они против создания «забора». Они рассматривали саму идею «забора Макнамары» как ошибочную.
В итоге американцы выиграли тактически: удалось осуществить блокаду демилитаризованной зоны; но проиграли стратегически — вьетнамцы нашли обходные пути для транспортировки военных грузов (знаменитая «тропа Хошимина») через территорию сопредельных Лаоса и Камбоджи.
ЭЛЕКТРОННЫЕ СРЕДСТВА РАЗВЕДКИ И СИГНАЛИЗАЦИИ
В войне США в Южном Вьетнаме наряду с радиолокационной, инфракрасной, телевизионной, фотографической и другой сложной разведывательной аппаратурой американские войска применяли для обнаружения живой силы и боевой техники противника простейшие электронные средства разведки и сигнализации — автоматические дистанционные датчики различных типов. В настоящее время опыт использования этих средств анализируется и обобщается специалистами многих зарубежных стран.
Полностью проект Макнамары не был завершен. Однако сведения, которые поступали от аппаратуры так называемого «забора Макнамары» и от аппаратуры, разработанной по программе «Игл уайт», явились ценным дополнением к данным, поступающим от средств обычной разведки.
В апреле 1968 г. круг задач группы планирования военных средств связи, подчиненной непосредственно министру обороны, расширился. Речь уже шла о создании разветвленной системы разведки для получения информации со всей территории противника. Группа должна была приспособить для решения новых задач существовавшие средства обнаружения и увеличить их количество по всей территории Индокитая.
В декабре 1970 г. группе было поручено вести исследования с целью технического усовершенствования аппаратуры обнаружения противника и применения ее в тех областях, где она могла бы облегчить сбор разведывательных данных.
В апреле 1971 г. была создана новая группа DSPG (Defense Special Projects Group). Она начала заниматься только перспективными исследованиями, касающимися, в частности, возможностей использования системы обнаружения противника на других ТВД.
Система обнаружения противника представляет собой совокупность электронных средств разведки и сигнализации — автоматических дистанционных датчиков, ретрансляторов и аппаратуры центра обработки информации. Датчики, разбросанные на территории противника, посылают информацию на ретрансляторы, которые выполняют функции селекторов и усилителей. Последние передают информацию по радио в центр обработки. Обработанная информация используется для постановки задач боевым средствам на уничтожение обнаруженных целей.
Автоматические дистанционные датчики . Действие их основано на использовании сейсмических или акустических колебаний, а также других физических явлений, вызванных движением людей и машин. При этом датчики обнаруживают людей, движущихся на расстоянии нескольких десятков метров, а машины — на удалении нескольких сотен метров. Некоторые типы датчиков регистрируют такие физические явления, как изменение локального магнитного поля вследствие наличия металлического предмета (автомобиль или оружие солдата) или электромагнитные излучения, возникающие при работе системы зажигания двигателя машины. Датчики могут запеленговать эти излучения на расстоянии до 100м. Использование сразу нескольких различных датчиков позволяет выявить ложные сигналы, вызываемые движением животных или явлениями природы (дождь, ветер и т.д.).
Можно назвать датчики нескольких типов.
Сейсмический датчик ADSID (Air Delivered Seismic Intrusion Device) имеет форму цилиндра длиной 50 см и диаметром 7-20 см. При сбрасывании с самолета или вертолета он частично углубляется в землю, после чего из его корпуса выдвигается антенна высотой до одного метра, замаскированная под куст и сливающаяся с окружающей растительностью.
Сейсмический датчик PSID (Patrol Seismic Intrusion Detector) состоит из приемника сигналов и малогабаритных сейсмометров. Датчик устанавливается вручную патрульными подразделениями, в задачу которых входит обнаружение небольших подразделений противника, находящихся в засадах.
Радиодатчик EDET (Engine Detector) обнаруживает электромагнитные излучения двигателей машин.
Магнитный датчик MAGID (Magnetic Intrusion Detector) подает сигнал при изменении магнитного поля вследствие продвижения вблизи от него вооруженных людей и техники.
Контактный датчик NBB (Noiseless Button Bomblet) представляет собой электромеханическое устройство с радиопередатчиком. По внешнему виду он напоминает небольшой камень, который может поместиться на ладони, либо ветку, не привлекающую внимание человека. Когда идущий человек задевает датчик, радиопередатчик излучает сигнал, который поступает в центр обработки информации через промежуточный ретранслятор, установленный в окрестности.
Перечисленные выше датчики составляют лишь малую часть того, что создано в этой области. В настоящее время электронные средства разведки и сигнализации быстро развиваются: разрабатываются новые образцы, выпускаются различные их модификации. От некоторых устройств, использовавшихся в Южном Вьетнаме, отказались. Все это показывает, что командование американских вооруженных сил придает немаловажное значение использованию подобной разведывательной техники.
Ретрансляторы устанавливаются на специально оборудованных самолетах. Сначала использовали транспортные самолеты EC-121R или «Супер Констеллейшн», которые были оборудованы таким образом, что могли одновременно служить центрами обработки информации. С них можно было также направлять на разведанные цели тактическую авиацию. Однако такие самолеты были очень дороги в производстве и весьма уязвимы. Менее дорогостоящий самолет QU-22B, выполненный в пилотируемом и беспилотном вариантах, обеспечивает только связь между датчиками и центром обработки информации.
Изучался также проект беспилотного самолета «Компас двел», который способен летать на больших и средних высотах в течение 24 часов. Проект входил в более широкую программу создания управляемых на расстоянии самолетов — RPV (Remotely Piloted Vehicle), которые предназначаются для разведки, радиоэлектронного противодействия и т. д.
Центр обработки информации имел подвижную аппаратуру «Поргатейл» или «Плотатейл»» и аппаратуру обработки информации, которая могла обрабатывать данные, поступающие от 30 дистанционных датчиков. Аппаратура «Портатейл» и «Плотатейл» представляла собой малогабаритные приемники весом 10 кг. Выход аппаратуры «Плотатейл» подсоединяется к устройству отображения, на экране которого фиксируется информация, полученная за последние 60-30 минут. В Южном Вьетнаме аппаратуру «Плотатейл» устанавливали на самолетах, которые летали над районами наблюдения.
Кроме того, использовались стационарные центры обработки информации (например, в Таиланде). В зданиях стационарных центров были установлены ЭВМ IBM 360/65 с дополнительным оборудованием. Передислоцировать стационарное оборудование этого центра трудно. В последнее время в США было создано однотипное, но более легкое оборудование, которое можно транспортировать по воздуху. Например, оборудование типа DART (Deployable Automatic Relay Terminal) сравнительно быстро демонтируется и собирается из отдельных элементов.
Во время войны в Южном Вьетнаме дистанционные датчики широко использовались в тактическом звене. Они позволяли обнаруживать движение войск противника и определять их местонахождение. Кроме того, датчики можно использовать для слежения за движением противника, для определения мест сосредоточения войск, наблюдения за каким- либо пунктом, для оценки результатов бомбардировок и т.д.
Американские средства разведки и сигнализации широко применялись в Южном Вьетнаме и в стратегических целях.
Вооруженные силы США в Южном Вьетнаме при воздушных налетах выполняли задачи двух типов: систематические бомбардировки и минирование наиболее важных районов инфраструктуры, складов, дорожных узлов ит.д.; бомбардировки обнаруженных точечных целей, главным образом грузовых автомобилей. Именно для выполнения задач второго типа и потребовались дистанционные датчики. Однако средства электронной разведки и сигнализации не смогли заменить полностью такие обычные источники получения разведывательных данных, как разведывательная авиация или наблюдатели десантно-диверсионных подразделений, находящиеся вблизи маршрутов следования противника.
Чтобы максимально сократить перевозки грузов противника, необходимо было опознать и установить местонахождение его транспортных средств. С этой целью американские войска создали контрольные пункты, задача которых заключалась в выявлении типов проходящих машин (легкие бронеавтомобили, грузовые автомобили, гусеничные машины), подсчете их и определении направления и скорости движения.
Каждый контрольный пункт представлял собой систему средств обнаружения из 10 дистанционных автоматических датчиков, установленных с равными интервалами вдоль пути следования. Место их расположения необходимо было знать с точностью до нескольких десятков метров. Датчики устанавливались вручную (когда это было возможно), а чаще всего путем обстрела местности артиллерией или сбрасывания с самолетов. Обычно датчики расставляли по прямой линии, рассекающей отрезок пути под заданным углом, или же квадратами непосредственно в расположении противника.