Сравнение автомобилей производится с помощью обобщенного показателя, значение которого определяется по формуле:
Пoбii=S(Xi/Xmaxi)+S(Xminj/Xj),
где Xi и Хj - значения оцениваемых технических параметров и показателей; Xmaxi и Xminj - наилучшие значения тех же параметров и показателей среди всех сравниваемых автомобилей.
В приведенной формуле два слагаемых. Первое представляет сумму отношений параметров и показателей, которые выбираются из соображений «чем больше, тем лучше». Сюда относятся грузоподъемность, скорости движения по суше и по воде, запасы хода по топливу на суше и на воде и др.
Второе слагаемое является суммой отношений параметров и показателей, которые формируются из соображений «чем меньше, тем лучше». К этим параметрам и показателям относятся давление на грунт сухопутных движителей, расходы топлива на суше и на воде, радиусы поворота на суше и радиусы циркуляции на воде и др. В приведенных расчетах второе слагаемое не использовалось, так как все выбранные показатели сравнения учитывались в первом слагаемом.
Совокупность значений наилучших параметров и показателей приведены и выделены в правом столбце табл.2. Эти значения приписываются условному плавающему автомобилю, с которым далее будут сравниваться все 11 автомобилей.
Две нижние строки обеих таблиц содержат значения обобщенного показателя, рассчитанного для каждого оцениваемого автомобиля, и его место в зависимости от величины обобщенного показателя По6.
Первое и второе места с величиной обобщенного показателя 7,434 занимает российский опытный плавающий автомобиль ЗИЛ-135П и американский автомобиль LARC-15. Тем не менее первое место следует отдать автомобилю ЗИЛ-135П,так как он имеет колесную формулу 8x8, что обеспечивает ему более высокую опорную и профильную проходимость. Третье место (с величиной обобщенного показателя 6,488) принадлежит немецкому автомобилю EWK Bison. Другие автомобили занимают последующие места в пределах значений обобщенного показателя от 6,374 до 5,168. Условный плавающий автомобиль имеет, в нашем примере, обобщенный показатель, равный 10, а значения показателей остальных автомобилей составляют от 51,7 до 74,34 % от 10. Это свидетельствует, во-первых, что существуют реальные возможности улучшить совокупность технических показателей плавающих автомобилей и, во-вторых, позволяет ориентировочно выявить именно те параметры и показатели, с ростом которых будет увеличена и общая эффективность оцениваемых автомобилей.
Табл. 1
Технические параметры и относительные показатели |
|||||||
VAP 3550 (Испания) |
EWK Bison (Германия) |
Fiat 6640G (Италия) |
Fiat 6640А (Италия) |
Amphitruck (Германия) |
LARC 5 (США) |
LARC 15 (США) |
|
Колесная формула |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
4x4 |
Грузоподъемность, кг |
3000 |
5000 |
2000 |
2140 |
20000 |
4500 |
15000 |
Полная масса, кг |
12500 |
16000 |
8500 |
6950 |
43000 |
14000 |
34141 |
Коэф. использования массы |
0,316 |
0,454 |
0,307 |
0,444 |
0,870 |
0,474 |
0,660 |
Мощность двигателя, кВт |
125 |
235,5 |
143,5 |
86 |
300 |
221 |
2x221 |
Удельная мощность, кВт/т |
10,0 |
14,72 |
16,82 |
12,37 |
6,97 |
15,78 |
12,95 |
Габаритные размеры: |
|||||||
длина, мм |
9058 |
9340 |
8200 |
7300 |
12700 |
19668 |
13725 |
ширина, мм |
2500 |
2500 |
2500 |
2500 |
3500 |
3050 |
4420 |
Размеры груз, отсека: |
|||||||
длина, мм |
3200 |
6030 |
3210 |
3210 |
6300 |
4876 |
7320 |
ширина, мм |
2050 |
2330 |
1950 |
1950 |
2500 |
2871 |
4875 |
Коэф. испол. габ. площ. |
0,29 |
0,602 |
0,31 |
0,34 |
0,35 |
0,43 |
0,588 |
Макс.скорость, км/ч: |
|||||||
по шоссе |
87 |
80 |
100 |
90 |
40 |
45 |
48 |
по воде |
10 |
12 |
11 |
11 |
10 |
13,8 |
15,00 |
Число Фруда по водоизмещению |
|||||||
0,58 |
0,670 |
0,680 |
0,706 |
0,475 |
0,78 |
0,753 |
|
Запас хода, км: |
|||||||
по суше |
800 |
900 |
600 |
750 |
300 |
320 |
300 |
по воде |
80 |
80 |
55 |
60 |
80 |
56 |
180 |
Коэф. провозоспособности |
0,654 |
0,69 |
0,419 |
0,745 |
1,818 |
0,95 |
1,384 |
Обобщенный показатель По6 |
5,168 |
6,488 |
5,434 |
5,64 |
6,076 |
5,688 |
7,434 |
Место в сравниваемом ряду |
11 |
3 |
10 |
9 |
6 |
8 |
1-2 |
Модели амфибийных машин |
|||||
Технические параметры и относительные показатели |
Alvis Stalwart (Англия) |
ЗИЛ-4906 (Россия) |
ЗИЛ-135П (опытн.) (Россия) |
ГАЗ--59037 (Россия) |
Усл. машина |
Колесная формула |
6x6 |
6x6 |
8x8 |
8x8 |
|
Грузоподъемность, кг | 5000 | 4000 | 8000 | 5000 | 20 т |
Полная масса, кг |
14500 |
11800 |
23500 |
14000 |
_ |
Коэф. использов. массы |
0,526 |
0,513 |
0,516 |
0,555 |
0,87 |
Мощн. двигателя, кВт |
161,9 |
110,4 |
2x132,5 |
191,3 |
|
Удел. мощность, кВт/т | 11,16 | 9,35 | 11,27 | 13,66 | 16,82 |
Габаритные размеры: | |||||
длина, мм |
6230 |
9000 |
13800 |
7600 |
|
ширина, мм |
2540 |
2500 |
3200 |
2900 |
|
Размеры груз. отсека: | |||||
длина, мм |
3658 |
4000 |
8000 |
3100 |
|
ширина, мм |
2400 |
2100 |
3200 |
2800 |
- |
Коэф. испол. габ. площ. |
0,555 |
0,37 |
0,57 |
0,39 |
0,602 |
Макс. скорость, км/ч: | |||||
по шоссе |
72 |
75 |
50 |
80 |
100 |
по воде |
9,25 |
9,0 |
16,4 |
9,5 |
16,4 |
Число Фруда по водоизмещению |
0,53 |
0,52 |
0,859 |
0,54 |
0,859 |
Запас хода, км: по суше |
720 |
1200 |
700 |
600 |
1200 |
по воде |
200 |
200 |
210 |
122 |
200 |
Коэф. провозоспособности | 0,778 | 0,88 | 1,35 | 0,67 | 1,818 |
Обобщенный показатель Поб |
6,374 |
6,348 |
7,434 |
5,833 |
10 |
Место в сравниваемом ряду |
4 |
5 |
1-2 |
7 |
- |
Если сравнивать между собой только европейские автомобили, исключив из сравниваемого ряда два американских автомобиля, то места автомобилей несколько изменяются: по-прежнему первое место принадлежит автомобилю ЗИЛ-135П, второе место - автомобилю EWK, третье - автомобилю Alvis Stalwart, четвертое - автомобилю ЗИЛ-4906, пятое - автомобилю Amphitruck и т.д.
Представляют некоторый интерес и среднеарифметические значения технических параметров европейских автомобилей, которые можно легко определить по данным табл.1 и 2. Например, средняя грузоподъемность европейских плавающих автомобилей равна 6,24 т, мощность двигателя - 179,8 кВт, удельная мощность автомобилей - 11,75 кВт/т, коэффициент использования габаритной площади - 0,42, коэффициент провозоспособности по воде - 0,889, максимальные скорости движения по суше и по воде соответственно - 74,88 и 10,9 км/ч и т.д.
Эти цифры характеризуют средний уровень достигнутых технических параметров европейских плавающих транспортных автомобилей к концу прошлого века. Можно также предположить, что если в Европе в последующие годы будут создаваться новые модели транспортных плавающих автомобилей, то их технические характеристики будут иметь более высокие значения по сравнению с полученными несколько десятилетий назад.