Боевая масса, т. | 42,0 |
Экипаж, человек | 10 |
Высота, м | 3,8 |
Длина м | 7,4 |
Ширина, м | 3,1 |
Клиренс м | 0,54 |
Толщина брони, мм: | |
лоб корпуса | 20 |
борт корпуса | 20 |
башня | 20 |
корма | 20 |
крыша | 15 |
Вооружение: | |
Орудия | 65-мм горная пушка |
Пулеметы | 7x6,5-мм "Фиат" |
Двигатель: | |
марка | "Фиат"-А12 |
тип | карбюраторный |
число цилиндров | 6 |
охлаждение | жидкостное |
мощность, л.с. | 240 |
Запас топлива, л | 600 |
Ширина трака, мм | 450 |
Максимальная скорость км/ч | 6-7,5 |
Запас хода, км | 75 |
Преодолеваемый подъем, град | 40 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 3,5 |
Высота стенки, м | 0,9 |
Глубина брода, м | 1,0 |
Толщина сваливаемого дерева, м | 0,5 |
Корпус собирался клепкой из листов катанной брони толщиной от 20 (по периметру) до 15 мм (крыша) с наклоном лобового, бортовых и кормового листов, ходовая часть прикрывалась большими экранами, так что экипаж и силовая установка были неплохо защищены. Клепаная башня собиралась из четырех элементов - нижнего пояса, передней и задней половин и купола.
Под полом боевого отделения в кормовой части монтировался авиационный карбюраторный двигатель "Фиат"-12А мощностью 240 л.с. Радиатор обдувался вентилятором, засасывавшим воздух через кормовые жалюзи. Трансмиссия включала главный фрикцион, коробку передач, вращение от которой передавалось через конические шестерни на поперечные валы с бортовыми фрикционами, служащими механизмом поворота.
Ходовая часть включала на борт восемь сдвоенных опорных катков, сблокированных попарно в тележки, подвешенные к корпусу на полуэллиптических рессорах. Спереди и сзади имелись натяжные ролики ("упорные катки"), защищавшие гусеницу от перегрузки при преодолении вертикальных препятствий. Упругая подвеска была, конечно, положительной чертой машины, но небольшой динамический ход катков делал ее тряску все же весьма ощутимой. Ведущие и направляющие колеса - большого диаметра, спицованные. Ведущие колеса располагались впереди и приводились цепями Галля - выступавшие впереди цепи, как и шарниры гусеничных цепей, были весьма уязвимы. Гусеница - металлическая крупнозвенчатая. В траке, как и у большинства гусеничных машин того времени, выделялись подушка с развитым грунтозацепом и рельсы, по которым катились катки с ребордами. Длина опорной поверхности гусеницы - 2,15 м. Гусеничный обвод значительно выступал за пределы корпуса, ведущие и направляющие колеса были приподняты над поверхностью, так что достоинством танка была неплохая проходимость. Спереди и сзади на корпусе имелись буксирные серьги. В том же 1919 г. "Фиат"-2000 доставили в Ливию, здесь танк нес двухцветную маскировочную окраску. На 1920 г. было построено всего 4 машины, официально состоявшие на вооружении до 1934 г. Попытка модернизировать танк заменой двух передних пулеметов 37-мм пушками в конических установках не дала результата.
В "Справочнике по танкам", выпущенном в Мюнхене уже в 1935 г., о танках "Фиат"-2000 говорилось, что хотя "они устарели и не удовлетворяют современным требованиям, их конструкция заслуживает внимания" прежде всего "хорошей способностью преодоления вертикальных препятствий". Не случайно для их замены разрабатывался 35-тонный четырехгусеничный танк повышенной проходимости GL-4, вооруженный 2 пушками и 4 пулеметами, но этот "горный танк" так и остался в проекте. Дальнейшее развитие дорогих тяжелых танков оказалось Италии не по силам (хотя в 1930 г. здесь вполне в духе времени предлагался "проект" сверхтанка массой 7000 т, длиной 35-40 м, с 19 пушками и скоростью 20 км/ч). Ставку сделали на легкие машины - даже средние итальянские танки находились у нижней границы своего класса.
Хотя "Фиат"-2000 выделялся для своего времени рядом положительных черт - установка основного вооружения во вращающейся башне, высокая защищенность, хорошая проходимость, упругая подвеска - он не получил развития, оставшись интересным и неплохо выполненным примером ранних поисков танкостроителей.
![]() |
Продольный разрез танка "Фиат"-2000: 1 - перископический прибор, 2 -крышка переднего люка, 3 - ведущее колесо, 4 - педали, 7 - поперечный вал с бортовым фрикционом, 8, 11 - продольные валы, 12 - главный фрикцион, 13 - двигатель, 14 - пол боевого отделения, 15 -днище, 16 - направляющее колесо, 17- решетка радиатора, 18 - гусеница, 19 - 6,5-мм пулемет, 20, 23 - конические пулеметные установки, 21 - установка 65-мм пушки, 22 - вращающаяся башня |
![]() |
![]() |
![]() |