Семён Федосеев
Как известно, немаловажную роль в истории танкостроения сыграл американский гусеничный трактор «Холт Катерпиллер» - во многом благодаря ему развернулись работы над гусеничными боевыми машинами и в Великобритании, и во Франции. Однако в самих США, сохранявших до 1917 г. «нейтралитет», военные пока не слишком интересовались вездеходными машинами, вполне довольные прежним состоянием «традиционных» родов войск. Нельзя сказать того же о конструкторах и, тем более, разнообразных изобретателях. «Нейтральные» США стали за время войны настоящим арсеналом для стран Антанты, и «техники» знали о потребностях, вызванных мировой войной, едва ли не лучше военных наблюдателей. К тому же США обладали развитым машиностроением, потенциал которого еще более возрос за счет заграничных заказов. Так что разработки вездеходных боевых машин велись независимо от мнения военного руководства.
Первые предложения американских изобретателей, частным образом обращавшихся к воюющим сторонам, были весьма расплывчаты. Так, американец немецкого происхождения К. Шаффер явился к германскому консулу в Сан-Франциско с предложением подготовить проект одноместной бронированной машины на базе садового трактора, но консула идея совершенно не заинтересовала. В начале 1915 г. некий американский бизнесмен Ф.С. Лоув отправился в Англию с целью продать британскому военному ведомству трактора конструкции Э.М. Виллока. Привез он с собой и чертежи 30-тонного бронированного трактора разработки того же Виллока. С этим предложением Лоув обратился в недавно созданный при британском Адмиралтействе «Комитет по сухопутным кораблям» - работа Комитета считалась совершенно секретной, но, как видно, избежать огласки среди деловых кругов было невозможно. Комитет уже занялся несколькими проектами, и Лоув вразумительного ответа не дождался. Позже Лоув и Виллок выступили с обвинением англичан в плагиате, заявив, что конструкция английских тяжелых танков скопирована с тех самых чертежей. Комиссия британского парламента, однако, разбирая запутанный вопрос «отцовства танка», признала его за британскими конструкторами - инженером Триттоном и майором Вильсоном.
Не осталась в стороне и фирма «Холт Мэнюфэкчуринг», построив в 1917 г. совместно с «Дженерал Электрик» машину с коробчатым бронекорпусом, удлиненным тракторным шасси, 75-мм пушкой в носовой части и двумя пулеметами в бортовых спонсонах. Танк снабжался электротрансмиссией (видимо, американцы, как и англичане, позаимствовали идею у французов) - расположенный в кормовой части бензиновый двигатель вращал генератор, питавший два ходовых электромотора. При массе 22,5 т толщина брони достигала 16 мм, скорость хода - 10 км/ч.
По заданию Инженерного Корпуса Армии США конструкторы Джонсон, Рачецкий и Стерн разработали в 1917 г. паровой танк массой 50 т. Каждая гусеница приводилась от двухцилиндровой паровой машины. Машина имела единый паровой котел, вооружалась огнеметом (чего, кстати, с ужасом ждали германские пехотинцы от английских танков) и пулеметом. Такой танк был представлен на выставке в Бостоне в 1918 г.
Не избежали американские изобретатели и увлечения высококолесными проектами. В 1916 г. некто Эрик Лайон представил описание своего «броненосца»: между двумя громадными колесами подвешивался корпус, стабилизируемый гироскопом и имеющий 11 амбразур для вооружения. Более практичной оказалась та же «Холт», построившая в1918 г. опытную тяжелую бронемашину несколько неожиданной схемы. Она имела два ведущих колеса диаметром 2,5 м с широкими стальными ободами с грунтозацепами, два паровых двигателя, переднее управляемое колесо, снабженное подобием лыжи на случай заглубления в грунт.
Испытывался в США и тяжелый «бронетрактор» с полугусеничным ходом и установкой вооружения в носовой башне и бортовых амбразурах. В связи с тракторами отметим, кстати, что американцы среди первых попытались заменить «моторизацию» артиллерии (в которой участвовали те же тракторы «Холт») ее «механизацией» - самоходная 75-мм пушка была выполнена на шасси «Холт», правда, небронированном.
![]() |
![]() |
Командир Танкового корпуса США полковник Рокенбах | Подполковник Дж. С. Паттон, наблюдающий за подготовкой легких батальонов во Франции |