Предыдущая Оглавление Следующая

Подобно Рено, конструкторы «Форд» использовали готовые узлы и детали автомобильного производства. В кормовой части параллельно ставились два автомобильных двигателя водяного охлаждения, каждый из которых соединялся со своей планетарной коробкой передач (две скорости вперед, одна назад) и приводил в движение гусеницу одного борта. Установленные позади двигателей радиаторы обдувались вентилятором, прогонявшим воздух через решетку в нижнем кормовом листе и через просвет между верхними листами моторно-трансмиссионного отделения, прикрытого двухскатной бронекрышей. Крепление верхних листов и крыши на петлях должно было облегчить обслуживание и ремонт силовой установки. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, управляемые рычагами у сидения водителя. Ходовая часть включала на один борт 6 опорных катков, сблокированных по три на двух тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Малый динамический ход катков до удара в балку не прибавлял экипажу комфортности при движении. Два поддерживающих ролика также крепились на полуэллиптической рессоре. Одинарное ведущее колесо - заднего расположения, зацепление гусеницы - зубовое, за шарнир трака. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса. Направляющие колеса большого диаметра были вынесены вперед и вверх. Как видим, здесь использована примерно та же схема, что и в танке «Рено», но с другим конструктивным оформлением. Обращают на себя внимание, однако, крепление оси направляющих колес снаружи на внешних кронштейнах и отсутствие приспособления для регулировки натяжения гусеничных цепей - видимо, для упрощения. Трак гусеницы - сборный (в этом танк ближе трактору «Холт», чем танку «Рено»), включал подушку и два рельса, на которых опорные катки удерживались ребордами. Для наблюдения и вентиляции служил возвышающийся над гусеничным обводом грибовидный колпак со смотровыми щелями, также схожий с «Рено». На марше крышка люка водителя откидывалась вверх, образуя его окно, но поскольку выступающие вперед короб установки вооружения и гусеничный обвод сильно ограничивали обзор водителю, колпак оказывался ему необходим и тут. Для повышения возможности преодолевать рвы и вертикальные препятствия сзади жестко крепился «хвост». На корпусе сверху крепились большие крюки, рассчитанные на облегчение погрузки-разгрузки танка при перевозках. Имелись и буксирные приспособления.

FAmPZ008.jpg

Установка пулемета «Браунинг» М1919 в башне «6-тонного танка модели 1917»: 1 — затылок пулемета, 2 — оптический прицел, 3 — крыша башни, 4 — лобовой лист башни, 5, 6 — гнезда, 7 — яблоко, 8 — щит, 9 — болт крепления бронекожуха, 10 — муфта установки, 11 — бронекожух, 12 —дульная муфта, 13 —кожух пулемета, 14 —люлька, 15 —шаровой погон башни, 16 —зажим, 17 — мешок-гильзосборник, 18, 20 —спусковые крючки, 19, 21 —рукоятки управления

FAmPZ009.jpg

Проекции 3-тонного танка «Форд» 1918 г. (с чертежа А. Калашника)

«Форд» модели 1918 г. можно считать первым представителем класса машин, получивших позднее название танкеток и малых танков (а к ним, напомним, относили машины до 5 т). В пользу этого кроме малой массы говорит численность экипажа, вооружение, использование автомобильных агрегатов, низкий силуэт. Правда, танкетки, созданные в середине 1920-х годов майором Мартелем, инженерами Карденом и Лойдом - а именно от их конструкций принято отсчитывать историю машин малого класса - имели существенное отличие от американского первенца - маневренность. Хотя и российский проект одноместной пулеметной «Щитоноски» Максимова (1919 г.), и построенная позднее во Франции «Сабатэ» также предназначались для сопровождения пехоты.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Форд» модели 1918 г.

Боевая масса, т

3,4

Экипаж, человек

2

Высота, м

1,6

Длина, м

4,15

Ширина, м

1,65

Клиренс, м

0,3

Толщина брони, мм:

Лоб корпуса

12,7

Борт корпуса

6,35

Корма

6,35

Вооружение

57-мм пушка или 7,62-мм пулемет

Двигатель:

Марка

2х«Форд»

Тип

Карбюраторный

число цилиндров

4

Охлаждение

Жидкостное

мощность, л.с.

2x45

Трансмиссия

Механическая

Коробка передач Две планетарные
Механизм поворота Бортовые фрикционы

Подвеска

Пружинная

Тип гусеницы

Металлическая крупнозвенчатая

Ширина трака, мм

200

Максимальная скорость, км/ч

12,5

Запас хода, км

65

Запас топлива, л

57

Удельное давление на грунт, кг/кв.см

0,63

Преодолеваемый подъем, град.

25

Ширина преодолеваемого рва, м

1,8

Высота стенки, м

0,8

Глубина брода, м

0,6

Толщина сваливаемого дерева, м

0,2

Летом 1918 г., по требованию Министерства Армии США, явно вдохновленного успехами французских «Рено» FT, на основе «Форда-3 тонного» в опытном порядке построили 7,5-тонный танк А(1) с экипажем 3 человека, установкой 37-мм пушки во вращающейся башне и 7,62-мм пулемета в корпусе. Вместо двух двигателей установили один 6-цилиндровый «Гудзон» в 60 л.с. с водяным охлаждением. Несмотря на лучшую вооруженность, А(1) не показал каких-либо преимуществ перед «Рено», так что основу немногочисленных танковых сил США после Первой мировой войны составили «Рено» американского производства, о которых также стоит сказать несколько слов.

Предыдущая Оглавление Следующая