Подобно Рено, конструкторы «Форд» использовали готовые узлы и детали автомобильного производства. В кормовой части параллельно ставились два автомобильных двигателя водяного охлаждения, каждый из которых соединялся со своей планетарной коробкой передач (две скорости вперед, одна назад) и приводил в движение гусеницу одного борта. Установленные позади двигателей радиаторы обдувались вентилятором, прогонявшим воздух через решетку в нижнем кормовом листе и через просвет между верхними листами моторно-трансмиссионного отделения, прикрытого двухскатной бронекрышей. Крепление верхних листов и крыши на петлях должно было облегчить обслуживание и ремонт силовой установки. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы, управляемые рычагами у сидения водителя. Ходовая часть включала на один борт 6 опорных катков, сблокированных по три на двух тележках, подвешенных на полуэллиптических рессорах к продольной балке. Малый динамический ход катков до удара в балку не прибавлял экипажу комфортности при движении. Два поддерживающих ролика также крепились на полуэллиптической рессоре. Одинарное ведущее колесо - заднего расположения, зацепление гусеницы - зубовое, за шарнир трака. Гусеничный обвод выступал за пределы корпуса. Направляющие колеса большого диаметра были вынесены вперед и вверх. Как видим, здесь использована примерно та же схема, что и в танке «Рено», но с другим конструктивным оформлением. Обращают на себя внимание, однако, крепление оси направляющих колес снаружи на внешних кронштейнах и отсутствие приспособления для регулировки натяжения гусеничных цепей - видимо, для упрощения. Трак гусеницы - сборный (в этом танк ближе трактору «Холт», чем танку «Рено»), включал подушку и два рельса, на которых опорные катки удерживались ребордами. Для наблюдения и вентиляции служил возвышающийся над гусеничным обводом грибовидный колпак со смотровыми щелями, также схожий с «Рено». На марше крышка люка водителя откидывалась вверх, образуя его окно, но поскольку выступающие вперед короб установки вооружения и гусеничный обвод сильно ограничивали обзор водителю, колпак оказывался ему необходим и тут. Для повышения возможности преодолевать рвы и вертикальные препятствия сзади жестко крепился «хвост». На корпусе сверху крепились большие крюки, рассчитанные на облегчение погрузки-разгрузки танка при перевозках. Имелись и буксирные приспособления.
Установка пулемета «Браунинг» М1919 в башне «6-тонного танка модели 1917»: 1 — затылок пулемета, 2 — оптический прицел, 3 — крыша башни, 4 — лобовой лист башни, 5, 6 — гнезда, 7 — яблоко, 8 — щит, 9 — болт крепления бронекожуха, 10 — муфта установки, 11 — бронекожух, 12 —дульная муфта, 13 —кожух пулемета, 14 —люлька, 15 —шаровой погон башни, 16 —зажим, 17 — мешок-гильзосборник, 18, 20 —спусковые крючки, 19, 21 —рукоятки управления
Проекции 3-тонного танка «Форд» 1918 г. (с чертежа А. Калашника)
«Форд» модели 1918 г. можно считать первым представителем класса машин, получивших позднее название танкеток и малых танков (а к ним, напомним, относили машины до 5 т). В пользу этого кроме малой массы говорит численность экипажа, вооружение, использование автомобильных агрегатов, низкий силуэт. Правда, танкетки, созданные в середине 1920-х годов майором Мартелем, инженерами Карденом и Лойдом - а именно от их конструкций принято отсчитывать историю машин малого класса - имели существенное отличие от американского первенца - маневренность. Хотя и российский проект одноместной пулеметной «Щитоноски» Максимова (1919 г.), и построенная позднее во Франции «Сабатэ» также предназначались для сопровождения пехоты.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ «Форд» модели 1918 г.
Боевая масса, т |
3,4 |
Экипаж, человек |
2 |
Высота, м |
1,6 |
Длина, м |
4,15 |
Ширина, м |
1,65 |
Клиренс, м |
0,3 |
Толщина брони, мм: |
|
Лоб корпуса |
12,7 |
Борт корпуса |
6,35 |
Корма |
6,35 |
Вооружение |
57-мм пушка или 7,62-мм пулемет |
Двигатель: |
|
Марка |
2х«Форд» |
Тип |
Карбюраторный |
число цилиндров |
4 |
Охлаждение |
Жидкостное |
мощность, л.с. |
2x45 |
Трансмиссия |
Механическая |
Коробка передач | Две планетарные |
Механизм поворота | Бортовые фрикционы |
Подвеска |
Пружинная |
Тип гусеницы |
Металлическая крупнозвенчатая |
Ширина трака, мм |
200 |
Максимальная скорость, км/ч |
12,5 |
Запас хода, км |
65 |
Запас топлива, л |
57 |
Удельное давление на грунт, кг/кв.см |
0,63 |
Преодолеваемый подъем, град. |
25 |
Ширина преодолеваемого рва, м |
1,8 |
Высота стенки, м |
0,8 |
Глубина брода, м |
0,6 |
Толщина сваливаемого дерева, м |
0,2 |
Летом 1918 г., по требованию Министерства Армии США, явно вдохновленного успехами французских «Рено» FT, на основе «Форда-3 тонного» в опытном порядке построили 7,5-тонный танк А(1) с экипажем 3 человека, установкой 37-мм пушки во вращающейся башне и 7,62-мм пулемета в корпусе. Вместо двух двигателей установили один 6-цилиндровый «Гудзон» в 60 л.с. с водяным охлаждением. Несмотря на лучшую вооруженность, А(1) не показал каких-либо преимуществ перед «Рено», так что основу немногочисленных танковых сил США после Первой мировой войны составили «Рено» американского производства, о которых также стоит сказать несколько слов.