Легкий танк Т-26, выпускавшийся в нескольких модификациях в Ленинграде машиностроительным заводом №174 имени К.Е. Ворошилова, был в 1930-е гг. наиболее массовым танком РККА. Массовый выпуск в сочетании со сравнительно простой и надежной конструкцией шасси обусловили широкое использование его для опытных разработок и создания специальных машин. На базе двухбашенного варианта Т-26 обр. 1931 г. в 1933 г. был создан "химический танк" ХТ-26, известный также как огнеметный ОТ-26. Левая башня была снята, и на ее месте выполнен люк, а в правой башне установлен брандспойт огнемета КС-24 с дальностью огнеметания 35 м (при встречном ветре заметно меньше) и пулемет ДТ, лобовая бронировка башни несколько изменилась, привод наведения брандспойта — от пулемета ДТ. В боевом отделении танка под люком была размещена остальная аппаратура огнемета, состоявшая из резервуара для огнесмеси емкостью 360 л, трех 13,5-литровых баллонов со сжатым воздухом, бензинового бачка емкостью 0,7 л и системы зажигания. Запаса огнесмеси (мазут в смеси с керосином) хватало на 70 выстрелов. Давление в баллонах — 150 атм, рабочее давление — 12 атм (12 кг/см2). Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, за один выстрел выбрасывалось до 5 л огнесмеси. Для поджигания огнесмеси использовался факел горящего бензина (для воспламенения бензина служила электрическая запальная свеча). Танк оснащался системой дымопуска для постановки дымовых завес — сочетание двух "химических" систем (огнеметной и дымовой) на одном шасси было естественно, тем более что для дымообразования использовалась та же огнесмесь. Насадок дымопуска монтировался на корме. Планировалась также установка аппаратуры для заражения местности ОВ или дегазации. Эта машина выпускалась небольшой серией в 1933-1934 гг., став первым серийным огнеметным танком, что позволило отработать ряд конструктивных решений, но в целом не была удачной. После 1937 г. остававшиеся на службе ОТ-26 (ХТ-26) модифицировались установкой огнеметной аппаратуры от ОТ-130.
![]() |
Схема размещения огнеметной аппаратуры в танке ХТ-26 (прототип)
|
![]() |
Общая схема фугасного огнемета с электрическим управлением
|
В 1938 г. на базе Т-26 обр. 1933 г. с одной цилиндрической башней выпустили танк ОТ-130. Башня, как и на базовой машине, была смещена вправо от продольной оси машины. Вместо 45-мм пушки в башне установили огнемет КС-25. Огнеметная аппаратура размещалась в боевом отделении: в корпусе — два резервуара для огнесмеси общей емкостью 400 л, в башне — четыре баллона со сжатым воздухом по 13,5 л каждый и бензиновый бачок системы зажигания емкостью 0,8 л. Брандспойт с бронекожухом крепился в одной маске с пулеметом ДТ. Зажигатель здесь также имел запальную электросвечу. Наведение огнемета осуществлялось плечевым упором, прицел — перископический. Для заправки резервуаров огнесмесью служили заливные горловины в крыше подбашенной коробки слева от башни. Давление воздуха в баллонах — 150 атм, рабочее давление — 18 атм. За один выстрел огнемет выбрасывал до 9 л огнесмеси, благодаря чему дальность огнеметания увеличилась до 45-50 м, но число выстрелов уменьшилось до 40 (при заливке 360 л). Конструкция предусматривала продувку брандспойта огнемета после выстрела. Имелась система дымопуска. Созданные в 1938-1939 гг. модификации огнеметного танка ОТ-131, ОТ-132 и ОТ-133 отличались от ОТ-130 незначительно (форма башни, пулеметы ДТ в качестве вспомогательного вооружения). ОТ-133 имел два пулемета — кормовой и зенитный. ОТ-131 и -132 выпущены небольшими партиями, ОТ-133 строился серийно. В 1938-1939 гг. построили 393 танка ОТ-130-133. Как и большинство линейных танков, огнеметные ОТ-130, 131, 132. 133 не имели радиостанции.
![]() |
![]() |
Трофейные огнеметные танки ОТ-130 в финской армии, 1941 г. |
Схема огнеметной аппаратуры КС-63: 1 -резервуары для огнесмеси, 2,4- шаровое соединение и открывающее устройство насадки, 3 - воздушный редуктор низкого давления, 5 - бензиновая форсунка, 6,8-свеча и катушка зажигания, 7-трубопроводы, 9 - бензиновый бачок, 10 - электроклапаны, 11 -кнопка включения огнемета, 12 - аккумуляторная батарея,13 - кран. 14 - редуктор высокого давления, 15-баллоны сжатого воздуха, 16-воздушный кран. |