Колесно-гусеничный огнеметный танк ОП-7
Тактико-технические характеристики танков ОТ-7 (ОП-7) |
|
Экипаж |
3 человека |
Боевая масса |
14,3 (14,65) т |
Длина танка |
5,6 (5,66) м |
Ширина |
2,29 м |
Высота |
2,4 (2,45) м |
Вооружение: |
|
основное | 45-мм танковая пушка обр. 1934/38, огнемет КС-63 |
вспомогательное | два 7,62-мм пулемета ДТ |
Толщина брони |
до 22 мм |
Мощность двигателя |
400 (500) л.с. |
Максимальная скорость хода |
51 (62) км/ч на гусеницах, 72 (86) км/ч на колесах |
Запас хода |
510 (620)км |
Отметим, что в 1935-1941 гг. в СССР было построено несколько опытных безэкипажных дистанционно управляемых по радио танков ("телетанков"), вооруженных огнеметами — ТТ-26, "телетрактор" Т-20, ТТ-38, БТ-ТТ. Телетанки ТТ-26 были даже выпушены малой серией в 55 машин, но об их боевом применении сведений нет. Огнеметы и позднее рассматривались в числе вооружения дистанционно управляемых наземных машин (в частности, журнал "Радио-Крафт" уже в 1945 г., сразу после окончания войны, опубликовал проект радиоуправляемой танкетки — развития германкой В-IV — оснащенной пневматическим огнеметом с дальностью огнеметания до 40 м и мощным зарядом ВВ).
В 1935-1936 гг. московский завод №37 на шасси малых плавающих танков построил 75 огнеметных танков ОТ-37 (БХМ-4) с огнеметом КС-23, в 1937 г. — опытные ОТ-38 с огнеметом КС-40. На танках оставлялись пулеметные башни, огнемет монтировался на корпусе. Но машины не нашли применения. Перед войной на вооружение поступил плавающий легкий танк Т-40 того же завода (главный конструктор — Н.А. Астров), а в июле 1941г. был создан его сухопутный вариант Т-40С. В начале Великой Отечественной РККА потеряла почти все огнеметные танки. На заводе №37 в срочном порядке на основе Т-40 и Т-40С был разработан танк с огнеметом АТО-41 (отдельного индекса танку не присваивали). Брандспойт смонтировали в шаровой опоре с правой стороны лобового листа корпуса, резервуар с огнесмесью и баллон сжатого воздуха установили в нише кормы корпуса на месте гребного винта и руля. 12,7-мм и 7,62-мм пулеметы в башне сохранялись. Сообщалось об участии таких машин в боях в районе Наро-Фоминска на фронте 1-й гвардейской стрелковой дивизии.
Начальный период войны подтвердил необходимость огнеметных танков. Их отсутствие вынуждало придавать танковым частям для атаки укрепленных позиций подразделения ранцевых или переносных фугасных огнеметов, чье взаимодействие с танками в бою было затруднительно, огнеметчики несли большие потери. С другой стороны, дальность огнеметания до 90 м, достигнутая в пневматических огнеметах к концу 1930-х гг., военных уже не устраивала, поскольку требовала подхода огнеметных машин вплотную к оборонительным позициям противника, насыщенным противотанковыми средствами.
Важным шагом в развитии отечественного огнеметного вооружения стало введение в 1941 г. вязких огнесмесей на основе порошкообразных загустителей ОП-2 по рецептуре, разработанной в 1938-1940 гг. инженером А.П. Ионовым для увеличения дальности струйного огнеметания из танковых, траншейных, фугасных и ручных огнеметов. При испытаниях со штатным танковым огнеметом использование вязких огнесмесей увеличивало дальность огнеметания почти в два раза. В 1941 г. началось массовое производство загустителя ОП-2 и вязких смесей на предприятиях Наркомата пищевой промышленности. Вязкие огнесмеси Ионова применялись РККА в огнеметах всех видов.
Другим путем повышения дальности являлся переход от использования давления сжатого воздуха к использованию давления пороховых газов, т.е. замена пневматических огнеметов фугасными (пороховыми). Над созданием танковых фугасных огнеметов работали ГСКБ 47 Наркомата боеприпасов и ленинградский завод №174. Специальной конструкторской группой завода № 174 во главе с И. А. Аристовым и Д.П. Елагиным был разработан автоматический танковый поршневой огнемет, который после проведенных в мае 1941 г. сравнительных испытаний с огнеметом разработки НАТИ был — буквально накануне войны — принят на вооружение под обозначением АТО-41. Производство АТО-41 поставил Люберецкий завод сельскохозяйственных машин. Использовались пороховые заряды патрона к 45-мм пушке. Пороховые газы заряда давили на поршень, выталкивавший из цилиндра огнесмесь, которая поджигалась на выходе бензиновым факелом, воспламенявшимся от электрической запальной свечи (от танкового аккумулятора). Бензин к форсунке факела подводился давлением сжатого воздуха, подававшегося из особого баллона через редуктор. Перезарядка огнемета и подача очередного патрона производилась автоматически гидравлическим напором огнесмеси, создаваемым в резервуаре посредством сжатого воздуха. Для стрельбы из огнемета в основном применялась стандартная смесь в составе 60% мазута и 40% керосина, но могли применяться также вязкая огнесмесь (раствор порошка ОП-2 в автомобильном бензине), сырая нефть, моторное топливо как в чистом виде, так и в смеси с керосином. Заправка резервуаров огнесмесью производилась авторазливочной станцией АРС-6 или вручную ведрами. В конце 1942 г. на вооружение был принят модернизированный вариант автоматического танкового огнемета АТО-41 под обозначением АТО-42 с дальностью огнеметания 60-70 м стандартной смесью мазута и керосина и 100-130 м вязкой спецсмесью и скорострельностью 24-30 выстр./мин, который практически без изменений производился до конца войны. С 1943 г. он ставился на огнеметные танки. Автоматический огнемет имел увеличенную по сравнению с АТО-41 дальность огнеметания.
ТТХ танковых огнеметов АТО-41 и АТО-42
Модель |
АТО-41 |
АТО-42 |
Тип огнемета |
Автоматический поршневой |
|
Вид огня |
Одиночный или автоматический очередями по 3-4 выстрела |
|
Дальность огнеметания, м: |
||
- стандартной смесью |
60-65 |
60-70 |
- вязкой смесью |
90-100 |
100-130 |
Расход огнесмеси на один выстрел, л |
10 |
|
Рабочее давление, кг/см2: |
||
- в резервуаре |
4,0-4,5 |
3,5-4,0 |
- в цилиндре |
25-30 |
35 |