Германская армия широко использовала полугусеничные БТР Sd.Kfz. 251 для создания различных специальных машин. 16-я модификация БТР, появившаяся в январе 1943 г. и известная также как «Устройство 916», несла пневматический огнемет с двумя поворотными брандспойтами.
![]() |
![]() |
Самоходный огнемет Sd.Kfz. 251/16 Ausf.C. Вид сзади. Обратите внимание на укладку на кормовом листе шланга и брандспойта носимого огнемета FW.42 |
Огнеметчики и пулеметчик Sd.Kfz. 251/16 на рабочих местах |
В открытом сверху десантно-боевом отделении монтировались два резервуара (по одному с каждого борта), на 350 л огнесмеси Flammol 19 каждый, центробежный насос (компрессор) и приводивший его во вращение бензиновый двигатель с собственным топливным баком емкостью около 25 л. Огнесмесь из каждого резервуара подавалась в общую трубу, соединенную с компрессором, т.е. оба резервуара равномерно питали каждый огнемет. Огнесмесь поступала к брандспойтам по шлангам, защищенным проволочной оплеткой. Брандспойты внутренним диаметром 14 мм устанавливались у бортов десантно-боевого отделения (правый был немного смещен вперед) за бронещитами. Сектор обстрела каждого брандспойта устанавливался в 160 град., но из-за ограниченности рабочего места огнеметчика не превышал 140 град. Углы наведения брандспойта по вертикали — от -10 до +24 град. Для производства выстрела огнеметчик нажимал на правый рычаг, который передвигал назад полую втулку и кожух брандспойта, при этом открывался конический клапан, и выбрасывалась огнесмесь. Струя огнесмеси поджигалась бензиновой горелкой, которая в свою очередь зажигалась электрической свечой от аккумулятора БТР. Бачок с бензином для горелки и катушка свечи крепились на внутренней стороне щита. Дальность огнеметания — до 35 м. При расходе 8 л в секунду запаса огнесмеси хватало на 80 выстрелов в одну-две секунды каждый.
![]() |
![]() |
![]() |
Схема огнеметного оборудования Sd.Kfz. 251/16 Ausf.C. Видны установка двигателя насоса, резервуаров с огнесмесью, трубопроводы к брандспойтам 14-мм брандспойт огнемета, устанавливающегося на Sd.Kfz. 251/16 |
||
![]() |
![]() |
![]() |
Опубликованный журналом «Радио-Крафт» в 1945 г. проект «телетанкетки» с радиолинией управления, огнеметом, подрывным зарядом и даже громкоговорителем |
Установка брандспойтов с бронещитами на Sd.Kfz. 251/16 |
Огнеметание Sd.Kfz. 251/16 Ausf.C |
Дополнительно на корме крепился носимый огнемет FW. 42 с внутренним диаметром брандспойта 7 мм и 10-м шлангом, позволявшим действовать вне машины. Посередине между огнеметами ставился штатный пулемет с бронещитом (боекомплект — 2 010 патронов). Время заправки огнеметной аппаратуры одной машины — около 30 минут. Впоследствии систему упростили, заменив бензиновую горелку холостым патроном. Также были изменены щиты и снят носимый огнемет.
Самоходный огнемет Sd.Kfz. 251/16 |
|
Экипаж |
5 человек |
Боевая масса |
8,62 т |
Длина машины |
5,8 м |
Ширина |
2,1 м |
Высота |
1,75 м |
Основное вооружение |
два огнемета |
Вспомогательное вооружение |
один-два 7,92-мм MG.34 (МG.42) и съёмный огнемет |
Толщина брони |
до 12 мм |
Мощность двигателя |
100 л.с. |
Максимальная скорость хода |
54 км/ч |
Запас хода |
295 км |