Предыдущая Оглавление Следующая

Пехотный огнеметный танк «Валентайн» (Valentine)

Сами англичане начали работу над огнеметными танками с опытов над другим пехотным танком — «Валентайн». Для определения лучшей системы огнемета Управление «нефтяной войны» (сформированное в июне 1940 г.) в 1941 г. модифицировало два танка — на один установило фугасный огнемет, метательное действие которого производилось зарядами кордита, на другой пневматический, действовавший давлением газа (азота). Огнесмесь перевозилась в прицепе-цистерне, а огнемет устанавливался в лобовом листе корпуса или в поворотной башенке на крыше отделения управления.

Испытания, начавшиеся в 1942 г., показали, что лучшей является пневматическая система, и на основании этих испытаний разработали огнеметную систему «Крокодайл» для танка «Черчилль», которая использовалась в Европе в 1944-1945 гг. Ни один из огнеметных танков «Валентайн» в боях не использовался.

Flamm171.jpg

Огнеметный пехотный танк «Валентайн» с системой «Крокодайл»

В 1943-1945 гг. прошли испытания самоходного 201-мм «огнемета-мортиры» — на «Валентайн» вместо башни неподвижно установили тяжелую мортиру под снаряд с зажигательно-фугасным зарядом в 11,3 кг тринитротолуола для разрушения железобетонных укреплений. В серию машину не пустили. Да и отнесение ее к «огнеметам» сомнительно.

Тяжелый пехотный огнеметный танк «Черчилль Оук»

Хорошей основой для различных специальных машин служил тяжелый пехотный танк А22 «Черчилль» благодаря своим размерам, неплохой проходимости и бортовым нишам корпуса, увеличивавшим внутренний объем. В то же время боевая эффективность пушечных танков «Черчилль» все менее отвечала условиям войны, и их приходилось выводить из боевых подразделений.

Огнеметный танк, разработанный Управлением «нефтяной войны» в 1942 г. в большой спешке, дабы испытать саму идею огнеметного танка в боевых условиях в ходе высадки у Дьеппа в августе 1942 г. Он был выполнен на основе танка «Черчилль» II с установкой огнемета системы «Ронсон» (Ronson, был разработан для использования на БТР «Юниверсал Кэрриер»).

Резервуар с огнесмесью устанавливался в корме, трубопровод был проложен вдоль левого борта к брандспойту, установленному между передними выступами гусеничного обвода. В ходе рейда на Дьепп в 1942 г. использовались три машины, но все они были подбиты прежде, чем смогли вступить в дело — дальность огнеметания «Оук» составляла всего 40-50 ярдов (примерно 36-45 м).

Тяжелый пехотный огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» (Crocodile — крокодил)

После испытаний прицепного бака-цистерны для огнемета на танке «Валентайн» в 1942 г. Генеральный Штаб решил принять в качестве стандартной систему пневматического огнемета, действующего давлением азота. Разработка была закончена в 1943 г., первый заказ составил 250 систем с бронированными прицепами-цистернами, а в качестве танка-носителя выбрали «Черчилль» IV, правда, в октябре 1943 г. вместо него остановились на модификации VII со сварной башней. Огнеметный танк предназначался для штурма германских укреплений в Нормандии. Производство вела фирма «Воксхолл» — основной производитель танков «Черчилль».

Flamm172.jpg Flamm173.jpg

Бронированный прицеп-цистерна танка «Черчилль Крокодайл»

Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» Хорошо видна бронировка установки брандспойта в лобовом листе корпуса.

Двухколесный прицеп-цистерна системы «Крокодайл» был аналогичен испытывавшемуся с танком «Валентайн», но получил 15-мм бронирование. При емкости 1818 л огнесмеси весил прицеп 6,6 т, сжатый азот размещался в прицепе в пяти баллонах. Из прицепа зажигательная смесь подавалась по гибкому шлангу под днищем корпуса к огнемету, установленному в отделении управления (брандспойт ставился вместо лобового пулемета слева от механика-водителя). Необходимое давление обеспечивалось сжатым азотом, и в идеальных условиях длина струи достигала 120 ярдов (110 м, по другим данным — до 135-150 м). Максимальная же эффективная дальность составляла 82 ярда (75 м). Запаса смеси хватало на 80 односекундных выстрелов. Давление сжатого азота в баллонах — 175-200 кг/см2, рабочее давление — 20 кг/см2. Поджигание струи — электрической запальной свечой. В качестве огнесмеси использовали бензин с алюминиевой стружкой. В случае необходимости вся огнеметная аппаратура могла сниматься, дабы снова превратить «Крокодайл» в обычный пушечный танк. Последние партии танков «Черчилль» модификации VII строились с расчетом на быструю переделку в «Крокодайл». Толщина лобовой брони позволяла подвести танк достаточно близко к укреплениям противника. При опорожнении или поражении прицеп-цистерну можно было быстро отсоединить с помощью пиропатрона в механизме сцепки. Разумеется, основное вооружение машины — 75-мм пушка — также могло использоваться. Танк сохранял и спаренный с пушкой 7,92-мм пулемет. Боекомплект — 65 выстрелов к пушке и 6525 патронов к пулеметам. На левом борту башни крепился 50,8-мм дымовой гранатомет.

Flamm174.jpg

Огнеметный танк «Черчилль Крокодайл» на базе «Черчилль» VII.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz