![]() |
![]() |
140-мм турбореактивный осколочно-фугасный снаряд М-14ОФ: 1 — ракетная камера; 2 — пороховой заряд; 3 — воспламенитель; 4 — дно; 5 — корпус головной части; 6 — разрывной заряд; 7 — дополнительный детонатор; 3 — взрыватель; 9 — винт стопорный; 10 — диафрагма; 11 —сопловое дно; 12 — герметизирующее кольцо; 13 — свеча; 14 — тормозное кольцо |
Дымовой снаряд в разрезе: 4 — холостая пробка: 5 — стопорный винт; 6 — переходная втулка; 7 — поджимное кольцо; 8—головка; 9 — запальный стакан; 10 — дымообразующее вещество; 11 — разрывной заряд в картонном футляре; 12 — прокладка стакана; 13 — пробка; 14 — шайба; 15 — заглушка; 16 — стопорный винт; 17 — дно; 18 — воспламенитель; 19 — предохранительный диск; 20 — камера; 21 — пороховой заряд; 22 — диафрагма; 23 — сопловое дно с герметизацией; 24 — свеча |
Системы на базе М-14ОФ поступали в состоящие из трех дивизионов трехбатарейного состава полки реактивной артиллерии стрелковых дивизий, насчитывавшие 36 боевых машин. Полки и бригады корпусного подчинения, предназначенные в первую очередь для подавления подготовленной в инженерном отношении обороны противника, включали по 56 боевых машин БМ-24. На базе основных вариантов турбореактивных снарядов калибром 140 мм и 240 мм к началу 1955 г. были созданы и приняты на вооружение их модификации с химическим снаряжением. Разработка турбореактивных снарядов МС-14 и МС-24 была осуществлена под руководством главных конструкторов Б.Я. Малкина и И.С. Сергеева соответственно. К лету 1962 г. на вооружение поступил турбореактивный снаряд МС-24УД, созданный под руководством Б.Я. Малкина на базе М-24ФУД. При разработке снарядов с химическим снаряжением дополнительные трудности были связаны с тем, что жидкое наполнение боевой части раскручивалось намного медленнее, чем взрывчатое вещество в обычном снаряде. В результате эффективный момент инерции уменьшался, что затрудняло необходимую для турбореактивного снаряда стабилизацию вращением.
![]() |
![]() |
Защита кабины боевых машин БМД-20, БМ-14 и БМ-24 | БМ-14 -17 в боевом положении (артиллерийская часть и автошасси со специальным оборудованием): 11 — защита бензобака; 12 — защита стекол; 13 — рама с крыльями; 14 — стопор оси; 15 — переговорное окно |
Ранее, в 1958 г., под руководством И.В. Ярополова для постановки дымовых завес был создан и принят на вооружение турбореактивный снаряд М-14Д, снаряжаемый дымообразующим составом на основе желтого фосфора или серного ангидрида в смеси с пемзой.
По основным массогабаритным и летно-техническим характеристикам химические и дымовая модификации турбореактивных снарядов практически соответствовали базовым образцам.
Турбореактивные снаряды М-14ОФ применялись с боевых машин БМ-14 (8У32) с 16 направляющими на шасси автомобиля ЗиС-151 и БМ-14-17 (8У36) с 17 направляющими на шасси автомобиля ГАЗ-63, а М-24Ф — с БМ-24 с 12 направляющими на шасси автомобиля ЗиС-151.
Боевые машины были разработаны в СКБ под руководством В.П. Бармина. В отличие от «катюш» военного времени пакет направляющих можно было поворачивать на угол до 70° по обе стороны от оси машины. Регулирование дальности достигалось поворотом пакета направляющих на различные углы возвышения до 50°. Как и в БМД-20 в боевых машинах БМ-14 и БМ-24 использовались винтовые подъемные механизмы и пружинные уравновешивающие механизмы толкающего типа, но наведение по азимуту осуществлялось с использованием червячного механизма. Переход из походного положения в боевое осуществлялся за 1,5...2 минуты. Перезаряжание БМ-24 производилось за 3...4 минуты, БМ-14 - за 2...3 минуты.