Предыдущая Оглавление Следующая

 

FpwRS043.jpg

Корабельная пусковая установка ЗиФ-121

Однако наиболее перспективным направлением применения турбореактивных снарядов в отечественном флоте явилось создание на базе М-14ОФ специальных снарядов — постановщиков помех для создания ложных целей и завес как средства противодействия системам самонаведения ракет противника, другим его радиоэлектронным и оптическим средствам. В соответствии с Постановлением от 21 июня 1959 г. № 832-372 ко второй половине шестидесятых годов были созданы пусковая установка ЗиФ-121, система управления стрельбой «Терция», а также турбореактивные снаряды постановщики помех ТСП-47 с дипольными отражателями, образующими облако, по эффективной поверхности рассеяния близкое к прикрываемому кораблю. Несколько позже на вооружение поступили турбореактивные снаряды ТСТ-47 с инфракрасными (тепловыми ) ловушками, ТСО-47 оптико-визуальных помех, ТСТВ-47 с контейнером, который после приводнения задействует поплавковое устройство и образует черно-белое облако над поверхностью воды, препятствующее применению телевизионных, оптических и лазерных средств противника, а также ТСР-47 с дипольными отражателями повышенной эффективности. Все эти снаряды были разработаны на базе М-14ОФ организацией, в настоящее время известной как АООТ «Институт прикладной физики». Турельная пусковая установка с двумя направляющими трубами для пуска снарядов, устройствами дистанционного наведения и автоматического заряжания создана ЦКБ-7 (ныне АО «Завод «Арсенал им. М.В. Фрунзе»). Скорострельность установки — до 15 залпов в минуту, боекомплект - до 200 снарядов. Установками ЗиФ-21 оснащалось большинство крупных кораблей советского ВМФ, строившихся в 1960-1970 гг.

На базе установки для постановки помех ЗиФ-121 в начале семидесятых годов был создан комплекс А-223 «Снег», предназначенный для стрельбы боевыми снарядами М-14ОФ, в основном по береговым целям. Этими комплексами оснащались речные малые артиллерийские корабли проекта 1208, постройка которых была развернута на Дальнем Востоке после пограничных вооруженных конфликтов с Китаем, имевших место в конце шестидесятых годов.

Некоторые итоги

Следует отметить, что несмотря на определенное превосходство в создании турбореактивных снарядов, достигнутое немецкими конструкторами, советские М-24Ф и М14ОФ не копировали какую-либо зарубежную разработку. В отличие от жидкостного ракетостроения, в котором немцам ценой огромных затрат удалось осуществить прорыв на качественно новый, по сравнению с США и СССР, уровень развития, в твердотопливной области советская техника не уступала зарубежной. Поэтому не было необходимости в воссоздании немецкого образца вооружения, наподобие известной эпопеи с заимствованием Фау-2 для изготовления ее советского аналога - ракеты Р-1.

В частности, отечественный турбореактивный снаряд М-24Ф отличался от аналогичного немецкого 210-мм осколочно-фугасного снаряда более технологичной конструкцией камеры сгорания с резьбовым креплением переднего днища, применением одного воспламенителя на дымном порохе вместо двух пиротехнических, установкой свечи с пиропатроном и электрозапалом взамен центрального сопла немецкого снаряда, другой конструкцией и составом порохового заряда двигателя, совершенно различным исполнением боевой части. По кучности в боковом направлении М-24Ф был лучше немецкого аналога в 2,5 раза, по рассеиванию по дальности — на 17%. Турбореактивные снаряды М-14ОФ по стартовой массе и массе боевой части были близки к М-13, а М-24Ф — к более крупному реактивному снаряду периода Великой Отечественной войны М-31. При этом максимальная дальность пусков возросла примерно на треть, а отклонение в боковом направлении уменьшилось более чем вдвое. Рассеивание по дальности осталось примерно прежним — эта величина зависела в основном от разбросов параметров работы порохового двигателя и массовых характеристик снаряда, а способ стабилизации влиял на нее в меньшей мере.

Опыт разработки и эксплуатации отечественных турбореактивных снарядов показал, то они обладают высокой боевой эффективностью, безопасностью и удобством в обращении и были вполне конкурентноспособны по сравнению к оперенными реактивными снарядами при дальностях до 15 км. Однако надежды на многократное уменьшение углового рассеивания в отношении турбореактивных снарядов не оправдались. Отклонения по дальности не удалось уменьшить до уровня менее 1/100, в боковом направлении — 1/200, т.е. до уровня, близкого к МД-20Ф.

Причина была в том, что так и не удалось обеспечить статическую и динамическую сбалансированность турбореактивных снарядов. Сказывались и недостаточно аккуратная технология изготовления корпусов, и применение свободно уложенных многошашечных пороховых зарядов. Недостаточная жесткость пусковых систем, обусловленная наличием люфтов в механизмах наведения пакетов направляющих, приводила к нежелательным колебаниям, особенно при залповых пусках.

Таким образом, по опыту разработки первого послевоенного поколения неуправляемых реактивных снарядов для систем залпового огня были подтверждены уже известные сравнительные достоинства и недостатки оперенных и турбореактивных снарядов.

Выполненные в относительно малом калибре оперенные реактивные снаряды были более предпочтительны для создания дальнобойных систем, при этом за счет организации проворота для них обеспечивалась точность, близкая к лучшим образцам турбореактивных снарядов, но громоздкое оперение в сочетании с применением спиральной направляющей не позволяло разместить на автомобильном шасси боекомплект, соизмеримый с системой, использующем турбореактивные снаряды.

Характеристики боевых машин 

Боевая машина

БМ-24

БМ-24Т

  БМД-20  БМ-14

БМ-14-17

РПУ-14

Индекс

8У31

8УЗЗ

8У32

8У36

8У38

Тип шасси

ЗиС-151

АТ-С

ЗиС-151

ЗиС-151

ГАЗ-63

Число направляющих

12

12

4

16

17

16

Масса, кг

7140

14110

7455

7000

4200

925

Длина, мм

6950

5970

7210

7260

5300

4140

Ширина, мм

2350

2435

2300

2650

2015

1730

Высота, мм

2800

3000

2850

2970

2310

145

Максимальная скорость, км/час

55

35

60

60

65

65

Углы наведения, угл. град:

- по углу места

10...50

10...50

7...60

0...50

0...50

0...50

- по азимуту

±70

±90

±10

±70

+90/-109

±10

Длительность залпа, с

6...8

6...8

3.2...4

7...10

7...10

7...10

Приведенные в таблице габариты боевых машин соответствуют походному положению, масса - без реактивных снарядов и расчета. При комплектации боевой машины лебедкой длина увеличивается на 300. ..400мм.

Характеристики реактивных снарядов

Реактивный снаряд

М-24Ф

М-24ФУД

МД-24Ф

МД-20Ф

М-14ОФ

Индекс

53Ф-961

53-Ф-961У

ЗФ1

53-Ф-951

53ОФ-949

Баллистический индекс

ТС-59

ТС-64

ТС-61

ТС-60

Максимальная дальность, м

6.. .7000

10680

17000

18750

10000

Максимальная скорость, м/с

280

460

600

590

400

Угловая скорость, об/мин

15000

10000

16000

46

22000

Точность по дальности

1/100

1/90

1/70

1/90

1/90

Точность по боку

1/150

1/200

1/185

1/200

1/200

Калибр, мм

240,6

200

140

Длина, мм

1226

1251

1679

3049

1088

Масса, кг

112,25

110

150,6

194

39,53

Масса БЧ, кг

60.8

46,53

48,4

62,3

18,4

Масса ВВ, кг

27,15

18,56

18,6

30,08

4,27

Масса топлива, кг

16,12

23,97

44,3

152,1

7,65

Удельный импульс, кг.с/кг

190

203

Число шашек

19

7

4

1

7

Тип топлива

ФСГ-2

РСИ-12К

НМ-2

ФГ-14

Размеры шашек, мм

-длина

370

530

850

1750

515

- диаметр

46

74,2

138x91

160

43,3

- диаметр канала

14

14

24x14

10

Время работы РДТТ

0,5-1

1,06-1,8

2,3-4,9

3-5,6

0,62-1,14

Давление, мах

280

290

280

 190

320

Тяга, кг

6604

4049

3450

4465

Взрыватель

В-25

ВД-20

В-25

В-14

Для турбореактивных снарядов М-24Ф, М-24ФУД, М-14 приведены размеры периферийных шашек пороха. Центральные шашки имели на 30... 59% больший канал, а на М-24Ф— также и на 20 мм меньшую длину.

Предыдущая Оглавление Следующая