Корабельная пусковая установка ЗиФ-121
Однако наиболее перспективным направлением применения турбореактивных снарядов в отечественном флоте явилось создание на базе М-14ОФ специальных снарядов — постановщиков помех для создания ложных целей и завес как средства противодействия системам самонаведения ракет противника, другим его радиоэлектронным и оптическим средствам. В соответствии с Постановлением от 21 июня 1959 г. № 832-372 ко второй половине шестидесятых годов были созданы пусковая установка ЗиФ-121, система управления стрельбой «Терция», а также турбореактивные снаряды постановщики помех ТСП-47 с дипольными отражателями, образующими облако, по эффективной поверхности рассеяния близкое к прикрываемому кораблю. Несколько позже на вооружение поступили турбореактивные снаряды ТСТ-47 с инфракрасными (тепловыми ) ловушками, ТСО-47 оптико-визуальных помех, ТСТВ-47 с контейнером, который после приводнения задействует поплавковое устройство и образует черно-белое облако над поверхностью воды, препятствующее применению телевизионных, оптических и лазерных средств противника, а также ТСР-47 с дипольными отражателями повышенной эффективности. Все эти снаряды были разработаны на базе М-14ОФ организацией, в настоящее время известной как АООТ «Институт прикладной физики». Турельная пусковая установка с двумя направляющими трубами для пуска снарядов, устройствами дистанционного наведения и автоматического заряжания создана ЦКБ-7 (ныне АО «Завод «Арсенал им. М.В. Фрунзе»). Скорострельность установки — до 15 залпов в минуту, боекомплект - до 200 снарядов. Установками ЗиФ-21 оснащалось большинство крупных кораблей советского ВМФ, строившихся в 1960-1970 гг.
На базе установки для постановки помех ЗиФ-121 в начале семидесятых годов был создан комплекс А-223 «Снег», предназначенный для стрельбы боевыми снарядами М-14ОФ, в основном по береговым целям. Этими комплексами оснащались речные малые артиллерийские корабли проекта 1208, постройка которых была развернута на Дальнем Востоке после пограничных вооруженных конфликтов с Китаем, имевших место в конце шестидесятых годов.
Некоторые итоги
Следует отметить, что несмотря на определенное превосходство в создании турбореактивных снарядов, достигнутое немецкими конструкторами, советские М-24Ф и М14ОФ не копировали какую-либо зарубежную разработку. В отличие от жидкостного ракетостроения, в котором немцам ценой огромных затрат удалось осуществить прорыв на качественно новый, по сравнению с США и СССР, уровень развития, в твердотопливной области советская техника не уступала зарубежной. Поэтому не было необходимости в воссоздании немецкого образца вооружения, наподобие известной эпопеи с заимствованием Фау-2 для изготовления ее советского аналога - ракеты Р-1.
В частности, отечественный турбореактивный снаряд М-24Ф отличался от аналогичного немецкого 210-мм осколочно-фугасного снаряда более технологичной конструкцией камеры сгорания с резьбовым креплением переднего днища, применением одного воспламенителя на дымном порохе вместо двух пиротехнических, установкой свечи с пиропатроном и электрозапалом взамен центрального сопла немецкого снаряда, другой конструкцией и составом порохового заряда двигателя, совершенно различным исполнением боевой части. По кучности в боковом направлении М-24Ф был лучше немецкого аналога в 2,5 раза, по рассеиванию по дальности — на 17%. Турбореактивные снаряды М-14ОФ по стартовой массе и массе боевой части были близки к М-13, а М-24Ф — к более крупному реактивному снаряду периода Великой Отечественной войны М-31. При этом максимальная дальность пусков возросла примерно на треть, а отклонение в боковом направлении уменьшилось более чем вдвое. Рассеивание по дальности осталось примерно прежним — эта величина зависела в основном от разбросов параметров работы порохового двигателя и массовых характеристик снаряда, а способ стабилизации влиял на нее в меньшей мере.
Опыт разработки и эксплуатации отечественных турбореактивных снарядов показал, то они обладают высокой боевой эффективностью, безопасностью и удобством в обращении и были вполне конкурентноспособны по сравнению к оперенными реактивными снарядами при дальностях до 15 км. Однако надежды на многократное уменьшение углового рассеивания в отношении турбореактивных снарядов не оправдались. Отклонения по дальности не удалось уменьшить до уровня менее 1/100, в боковом направлении — 1/200, т.е. до уровня, близкого к МД-20Ф.
Причина была в том, что так и не удалось обеспечить статическую и динамическую сбалансированность турбореактивных снарядов. Сказывались и недостаточно аккуратная технология изготовления корпусов, и применение свободно уложенных многошашечных пороховых зарядов. Недостаточная жесткость пусковых систем, обусловленная наличием люфтов в механизмах наведения пакетов направляющих, приводила к нежелательным колебаниям, особенно при залповых пусках.
Таким образом, по опыту разработки первого послевоенного поколения неуправляемых реактивных снарядов для систем залпового огня были подтверждены уже известные сравнительные достоинства и недостатки оперенных и турбореактивных снарядов.
Выполненные в относительно малом калибре оперенные реактивные снаряды были более предпочтительны для создания дальнобойных систем, при этом за счет организации проворота для них обеспечивалась точность, близкая к лучшим образцам турбореактивных снарядов, но громоздкое оперение в сочетании с применением спиральной направляющей не позволяло разместить на автомобильном шасси боекомплект, соизмеримый с системой, использующем турбореактивные снаряды.
Характеристики боевых машин
Боевая машина |
БМ-24 |
БМ-24Т |
БМД-20 | БМ-14 |
БМ-14-17 |
РПУ-14 |
Индекс |
8У31 |
8УЗЗ |
8У32 |
8У36 |
8У38 |
|
Тип шасси |
ЗиС-151 |
АТ-С |
ЗиС-151 |
ЗиС-151 |
ГАЗ-63 |
|
Число направляющих |
12 |
12 |
4 |
16 |
17 |
16 |
Масса, кг |
7140 |
14110 |
7455 |
7000 |
4200 |
925 |
Длина, мм |
6950 |
5970 |
7210 |
7260 |
5300 |
4140 |
Ширина, мм |
2350 |
2435 |
2300 |
2650 |
2015 |
1730 |
Высота, мм |
2800 |
3000 |
2850 |
2970 |
2310 |
145 |
Максимальная скорость, км/час |
55 |
35 |
60 |
60 |
65 |
65 |
Углы наведения, угл. град: |
||||||
- по углу места |
10...50 |
10...50 |
7...60 |
0...50 |
0...50 |
0...50 |
- по азимуту |
±70 |
±90 |
±10 |
±70 |
+90/-109 |
±10 |
Длительность залпа, с |
6...8 |
6...8 |
3.2...4 |
7...10 |
7...10 |
7...10 |
Приведенные в таблице габариты боевых машин соответствуют походному положению, масса - без реактивных снарядов и расчета. При комплектации боевой машины лебедкой длина увеличивается на 300. ..400мм.
Характеристики реактивных снарядов
Реактивный снаряд |
М-24Ф |
М-24ФУД |
МД-24Ф |
МД-20Ф |
М-14ОФ |
Индекс |
53Ф-961 |
53-Ф-961У |
ЗФ1 |
53-Ф-951 |
53ОФ-949 |
Баллистический индекс |
ТС-59 |
ТС-64 |
ТС-61 |
ТС-60 |
|
Максимальная дальность, м |
6.. .7000 |
10680 |
17000 |
18750 |
10000 |
Максимальная скорость, м/с |
280 |
460 |
600 |
590 |
400 |
Угловая скорость, об/мин |
15000 |
10000 |
16000 |
46 |
22000 |
Точность по дальности |
1/100 |
1/90 |
1/70 |
1/90 |
1/90 |
Точность по боку |
1/150 |
1/200 |
1/185 |
1/200 |
1/200 |
Калибр, мм |
240,6 |
200 |
140 |
||
Длина, мм |
1226 |
1251 |
1679 |
3049 |
1088 |
Масса, кг |
112,25 |
110 |
150,6 |
194 |
39,53 |
Масса БЧ, кг |
60.8 |
46,53 |
48,4 |
62,3 |
18,4 |
Масса ВВ, кг |
27,15 |
18,56 |
18,6 |
30,08 |
4,27 |
Масса топлива, кг |
16,12 |
23,97 |
44,3 |
152,1 |
7,65 |
Удельный импульс, кг.с/кг |
190 |
203 |
|||
Число шашек |
19 |
7 |
4 |
1 |
7 |
Тип топлива |
ФСГ-2 |
РСИ-12К |
НМ-2 |
ФГ-14 |
|
Размеры шашек, мм |
|||||
-длина |
370 |
530 |
850 |
1750 |
515 |
- диаметр |
46 |
74,2 |
138x91 |
160 |
43,3 |
- диаметр канала |
14 |
14 |
24x14 |
10 |
|
Время работы РДТТ |
0,5-1 |
1,06-1,8 |
2,3-4,9 |
3-5,6 |
0,62-1,14 |
Давление, мах |
280 |
290 |
280 |
190 |
320 |
Тяга, кг |
6604 |
4049 |
3450 |
4465 |
|
Взрыватель |
В-25 |
ВД-20 |
В-25 |
В-14 |
Для турбореактивных снарядов М-24Ф, М-24ФУД, М-14 приведены размеры периферийных шашек пороха. Центральные шашки имели на 30... 59% больший канал, а на М-24Ф— также и на 20 мм меньшую длину.