Оглавление Следующая

ПРЕРВАННЫЙ СТАРТ

М. Усов

ILASt001.jpg

Индивидуальный летательный аппарат (ИЛА)  «Старт» История создания

Работа над легкими носимыми индивидуальными летательными аппаратами (ИЛА) началась в России еще в 1920-е гг. прошлого века. Так, 18 февраля 1921 г. изобретателем А.Ф. Андреевым было подано заявочное свидетельство на портативный ИЛА с ЖРД на кислородно-метановой основе.

В 1950-е гг. это направление получило дальнейшее развитие. В СССР и США были созданы такие аппараты, но они были неустойчивы в полете, сложны в пилотировании и имели неудовлетворительные весовые показатели, а также ограниченное время и радиус полета.

Во многих авиационных организациях велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) по созданию сверхлегких складывающихся ЛА, выполненных по схеме вертолета или автожира (МАИ, ЦАГИ и др.). Иногда выпускались опытные образцы с испытанием их, в основном, в аэродинамических трубах или в полете «на привязи». Основным недостатком всех представленных вариантов были большой вес и сложности в управлении, обусловленные недостаточной устойчивостью ИЛА.

Среди других оригинальностью и глубиной конструктивной проработки выделялся ИЛА под названием СБИЖ (по фамилиям авторов: Ю.Л. Старинин, Б.Н. Брагинский, A.M. Исаев, Б.Я. Жеребцов) . Это был вертолет с реактивным приводом несущего винта.

Было очевидно, что для дальнейшего снижения веса ИЛА требуется более легкий и экономичный двигатель, а для повышения устойчивости необходимо устройство автоматического демпфирования угловых колебаний ИЛА. К началу 1960-х гг. появились новые предпосылки технического решения этих двух проблем.

Во-первых, появился роторно-поршневой двигатель (РПД) Ванкеля, который втрое превосходил весовые показатели поршневого двигателя (ПД) при почти одинаковой с ним экономичности и который в требуемом диапазоне мощности был в три раза экономичнее турбовальных двигателей (ТВД).

Во-вторых, к тому времени была разработана портативная одноканальная система управления полетом ракет (теоретически она была обоснована профессором ВВИАим. Н.Е. Жуковского АА. Красовским и была реализована в первом отечественном переносном ЗРК).

В 1960-е гг. на кафедре Инженерно-авиационной службы ВВИА им. Н.Е. Жуковского по заданию Главнокомандующего ВВС выполнялась научно-исследовательская работа (НИР) по обоснованию и разработке облика индивидуального летательного аппарата нового поколения (по зарубежной терминологии «Ранцевый вертолет»). Работа выполнялась под руководством к.т.н. инженера-полковника Ю.Л. Старинина и с участием старшего научного сотрудника инженера-майора В.Г. Попова.

Разрабатываемый ИЛА «Старт» предназначался для преодоления личным составом сухопутных войск в ходе ведения боевых действий водных и горных преград, минных полей, а также зараженной радиоактивными отходами местности. К решению ключевых вопросов создания ИЛА «Старт» был подключен ряд кафедр и научно-исследовательских лабораторий академии:
- по работе над автоматом искусственного демпфирования угловых движений ИЛА — кафедра «Основ автоматики и телемеханики» под руководством профессора, д.т.н., академика генерал-майора А. А. Красовского;
- по работе над двигателем — кафедра «Конструкций и систем автоматического управления авиадвигателей» под руководством профессора, к.т.н. инженера-полковника А. В. Штода (впоследствии генерал-лейтенанта авиации, зам. начальника академии).

Эта работа проводилась с участием Центрального института авиационного моторостроения (ЦИАМ) и ВНИИ Моторпром. Деятельный и активный человек, Ю.Л. Старинин сумел заинтересовать такие мощные структуры Минобороны, как ГРУ ГШ, ВДВ, ВМС и КГБ, а также ЦАГИ и ОКБ вертолетостроения Камова, и получить их поддержку. В 1964 г. вышло распоряжение Совмина СССР по созданию ИЛА.

Для практического выполнения ОКР по ИЛА в системе ВВС необходимо было найти организацию, которая могла бы ее выполнить в сжатые сроки и с высоким качеством, для чего имела бы:
- конструкторское бюро с мощным интеллектуальным и кадровым потенциалом;
-  опытный завод, оснащенный современным универсальным и специализированным оборудованием;
- научно-испытательное производство, обладающее необходимой стендовой базой для испытаний агрегатов и изделия в целом.

Такой организацией в системе ВВС был Центральный экспериментальный завод (ЦЭЗ ВВС), которому Директивой ГШ ВВС и было поручено в течение 1965— 1969 гг. выполнить необходимый объем работ. Приказом Главкома ВВС начальник НИЛ ВВИА им. Н.Е. Жуковского инженер-полковник Ю.Л. Старинин на период создания ИЛА «Старт» назначался главным конструктором по ИЛА «Старт». Он имел большой опыт работы, принимал активное участие в создании вертолета СБИЖ.

Из конструкторского бюро ЦЭЗ ВВС была сформирована специальная конструкторская группа (СКГ), непосредственно подчиненная Старинину, Возглавлял эту группу до 1968 г. опытный конструктор инженер-полковник М.У. Филин, а с 1968 по 1969 гг. руководство было возложено на меня.

Непосредственно ведущими конструкторами этих работ стали:
- по силовой установке — инженер-майор Е.Н. Волков, который занимался разработкой авиационного роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания, еще будучи слушателем-дипломником академии;
-  по шасси, воздушным винтам, трансмиссии, органам управления — инженер-майор Е.А. Савинов;
- по главному и хвостовому редукторам — инженер-майор В.И. Рудько и инженер-капитан В.К. Гамбарян;

По автомату искусственного демпфирования угловых движений ИЛА — был назначен я (работы на заводе начались в 1967 г.).

Оглавление Следующая