Предыдущая Оглавление Следующая

Laser051.jpg

дальномерная система

Схема размещения лазерного оборудования на борту AL-1A.

В мае 1996 г. ВВС США опубликовали сообщение о начале разработки на конкурсной основе под руководством Центра ракетно-космических систем ВВС противоракетной бортовой лазерной системы. В ноябре того же года Министерство обороны выдало контракт на разработку авиационного лазера и его самолета-носителя.

На первом этапе победителю выделялась сумма в 754 млн. долл., позволявшая разработать, построить и испытать систему, размещенную на переоборудованном грузовом широкофюзеляжном самолете Боинг-747-400, способном перевозить платную нагрузку массой более 110 т. Окончательные расходы на выполнение программы оценивались в 1 млрд. долл.

За «лакомый» контракт боролись две группы фирм - Boeing/Lockheed Martin/TRW и Rockwell/Hudges/E-Systems. «Команду-победителя» собирались выбрать к началу 1997 г., и уже в феврале появились первые сообщения о победе «Боинга и Ко». Утверждалось, что победу им обеспечило участие в «команде» фирмы TRW, ведущей в США в области создания мощных лазеров.

Подряд стоимостью 1,1 млрд. долл. на изготовление опытного ударного самолета YAL-1A с бортовым лазерным оружием большой дальности был рассчитан на 6,5 лет. Первый этап предусматривал задачу формирования концепции и формулировку основных направлений работ. Предстояло изучить возможность использования опытной лазерной установки на борту Боинга-747-400F с двигателями фирмы «Дженерал Электрик». По плану переоборудование первого самолета должно было начаться весной 1999 г. Испытания по уничтожению лазерным лучом оперативно-тактической БР в полете запланировали на осень 2002 г. Последующий контракт примерно на 4,5 млрд. долл. предусматривал финансирование технологической подготовки и изготовление остальных шести самолетов. Первое звено ВВС (три машины) должно стать боеготовым к 2006 г., остальные - к 2008 г.

Роли в «команде» распределили следующим образом: фирма «Боинг» поставляла самолет, TRW разрабатывала химический лазер, «Локхид-Мартин» отвечала за оптику, систему управления лазерным лучом и ведения огня. Увязка всех систем, переоборудование самолета и разработка системы управления вооружением также возлагались на фирму «Боинг».

Расчетная дальность действия бортового лазера (300-500 км) означала, что система лазерного оружия не предназначена для поражения целей в глубоком тылу противника, поскольку самолет с лазерным оружием, как и другие исключительно дорогостоящие бортовые комплексы, обычно располагают в глубоком тылу своих войск. Но не исключено, что ВВС США в будущем могут снять это ограничение для AL-1.

Разработчики лазерного оружия утверждали, что его гарантированная дальность действия составит 300 км. Вместе с тем в МО США наиболее реальной считали ситуацию, при которой самолет-носитель ЛО будет удален от средств ПВО противника (от передней линии войск) примерно на 200 км в глубь своей территории. Вместе с тем испытания масштабных моделей позволили утверждать, что возможно довести дальность действия ЛО до 400 км и более.

Конструкция лазера модульная, т. е. позволяет наращивать выходную энергию путем последовательного соединения модулей. На испытаниях выходная энергия опытного образца одного модуля в течение нескольких секунд достигала несколько сот киловатт. Таких модулей на первый опытный самолет планировали установить шесть, а на серийные машины - по 14. Судя по компьютерным «официальным» рисункам, бульбообразный обтекатель с поворотным выходным зеркалом размещается в носу самолета, чтобы не увеличивать аэродинамическое сопротивление. Такое расположение оптики несколько ограничивает тактические возможности, поскольку допускает «стрельбу» по целям только в передней полусфере.

Не менее важными для бортового лазера характеристиками являются его экономичность, компактность и легкость. Руководитель программы бортового ЛО на фирме TRW ДжУэйпа заявил, что на испытаниях масштабных моделей лазеров удалось достигнуть КПД (отношение энергии луча к энергии химической реакции) в «десятки процентов» (обычно лазеры имеют КПД в единицы процентов).

Первый демонстрационный образец лазерного модуля (первого из 14) получил одобрение после лабораторных испытаний в 1997 г. Однако он оказался на 30% больше и на 50% тяжелее, чем требовалось по техническому заданию. В 1998 г. создали лазерный модуль меньших размеров и более легкий.

Предполагалось, что запаса химического топлива на борту каждого самолета достаточно для «ведения огня» в течение 30,5 с. Стоимость одного «выстрела» - 1000 долл., расходуемых, в основном, на химические компоненты йодно-кислородного лазера. После первых проработок состав экипажа уменьшили с 13 до шести человек, причем лазерную систему должны обслуживать только четверо (вместо десяти). Летчиков - двое, обязанности бортинженера возлагаются на второго пилота.

Пентагон рассматривал соединение лазерных самолетов как один из четырех эшелонов защиты от баллистических ракет. Вместе с крылатыми ракетами они должны будут уничтожать ракеты на земле и во время первых 80-140 с полета. (Остальные эшелоны защиты обеспечивают ракеты ПРО большого радиуса действия типа «Аппэ Тайэ», состоящие на вооружении ВМС и уничтожающие ракеты противника на баллистическом участке траектории, и ракеты типа «Пэтриот», уничтожающие прорвавшиеся ракеты при их подлете к земле.)

В задачу AL-1 также входят уничтожение авиационных ракет и истребителей противника, защита других дорогостоящих авиационных комплексов (AWACS, Rivet Joint и Joint-STARS и других) от ракет класса «земля-воздух» и «воздух-воздух» и ведение наблюдения. Единственное, что первоначально не должно было входить в их боевую задачу, - перехват летящих на малой высоте крылатых ракет, так как он представлялся довольно сложным из-за высокого рассеяния лазерной энергии при прохождении сквозь приземную турбулентную атмосферу.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz