Страна |
Пулемет |
Заказано |
Отпущено до 01.01.1917 г. |
за январь-июнь 1917 г. |
Франция |
«Шоша» |
50000 |
700 |
2500 |
США |
«Максим» |
10000 |
0 |
53 |
«Кольт» |
17785 |
5175 |
9620 |
|
«Льюис» |
10000 |
1114 |
8657 |
|
Англия |
«Льюис» |
1200 |
741 |
200 |
«Гочкис» |
500 |
0 |
499 |
За 1917 г. было получено 9600 «Льюисов» из США и 1860 из Англии, из пулеметов Франции — 6100 «Шоша» и 540 «Гочкис». Из 10000 заказанных «Виккерсов» до 1917 г. получено только 128, а с января по октябрь 1917 г. — 900. В 1917 г. количество пулеметов почти удвоилось по сравнению с 1916-м, в основном — за счет зарубежных поставок. За рубежом пришлось закупать для пулеметных команд также бинокли, дальномеры и даже вьючные седла.
![]() |
![]() |
Среди потребителей автоматического оружия, включая ручные пулеметы и самозарядные пистолеты, были мотоциклетные и самокатные части. На фото — русские мотоциклисты |
Ручной пулемет Mk 1 «Гочкис» .303 на легкой складной треноге |
В результате пулеметное вооружение России оказалось весьма пестрым в отношении систем и калибров. В ведомости Петроградского склада огнестрельных припасов за ноябрь 1916 г. значатся: «3-линейные боевые винтовочные остроконечные с посадкой пули на 2 линии, то же на 3 линии,... боевые винтовочные германские остроконечные,... боевые австрийские винтовочные тупоконечные, то же с разрывными пулями,... английские калибра 0,303 к пулеметам Льюиса,... боевые винтовочные французские калибра 0,303,... 3-лин боевые американской выделки,... 3-лин боевые с зажигательными пулями с углубленным капсюлем» (последние предназначались для стрельбы по самолетам). Эта пестрота еще более возросла в ходе гражданской и советско-польской войн.
Развернуть новое производство пулеметов не получалось. Сестрорецкий и Ижевский оружейные заводы не имели оборудования, частная промышленность — ни опыта, ни необходимой точности производства. Поступившие в январе 1916 г. предложения о производстве «Максимов» (от промышленника М.И.Терещенко, инженера И.А.Семенова и акционерного общества «Пулемет») ничем не были обеспечены и остались без последствий. Начатое в 1915 г. строительство в Туле нового завода шло медленно, а в 1918 г. замерло по финансовым причинам (позже завод построили, положив начало Тульскому машиностроительному заводу). В конце 1915 г. поступило предложение от Датского Оружейного Синдиката о постройке в России завода для выпуска ручных пулеметов «Мадсен». Англичане также предлагали построить завод по производству «Льюисов», но остановились на варианте датчан, обещавшем появление нового современного оружейного предприятия. В августе 1916 г. состоялась закладка завода в г. Коврове. 28 января 1917 г. военное ведомство заключило с созданным вокруг завода Акционерным обществом контракт на 15000 пулеметов «Мадсен», но дело ограничилось выпуском опытной партии, а в марте 1918 г. все работы на заводе остановились. Позже Ковровский завод был достроен и стал одним из главных центров развития отечественного оружия.
Преодолеть нехватку пулеметов России так и не удалось. Если к началу войны на одну русскую пехотную дивизию приходилось по штату 32 пулемета, а на германскую, французскую и британскую — по 24, то к концу войны в русской пехотной дивизии было 72 пулемета, в германской — 324 (из них 216 ручных), французской — 574 (441 ручной), британской — 684 (576 ручных).
Хотя предпочтительность ружей-пулеметов для вооружения самолетов была ясна еще перед войной, русской авиации пришлось использовать наиболее доступные «Максимы». На части их для облегчения наполовину укорачивали кожух. Из первой же заказанной партии пулеметов «Льюис» Главное Военно-техническое Управление (ГВТУ) запросило выдачу 234 «для вооружения воздухоплавательных аппаратов». Согласно доклада Начальника Управления Полевого Генерал-Инспектора Артиллерии от 19 апреля 1916 г., в авиачастях состояло 72 пулемета «Кольт», 150 «Максим», 89 «Виккерс», 20 «Льюис», 14 трофейных. Зарубежные поставки легких пулеметов позволили отказаться от «авиационных» «Максимов» и «Виккерсов» — из 1069 пулеметов, числившихся в русской авиации на 1 апреля 1917 г., было 186 «Виккерсов», 352 «Кольта», 479 «Льюисов». «Максимы» ставились и на дирижабли. Вооруженность авиации пулеметами не могла быть выше, чем в армии. Даже весной 1917 г. на один самолет приходился примерно один пулемет — маловато с учетом тяжелых воздушных кораблей и двухпулеметных истребителей. Скажем, Франция для вооружения своей авиации заказала 10000 пулеметов «Виккерс», 7000 «Льюис» и 10000 «Кольт». Пулеметы применялись в воздушных боях и в штурмовых действиях — только за 10 месяцев 1918 г. авиация воюющих сторон выпустила по живым наземным целям около 12 млн. пуль.
Война породила два основных типа пулеметных установок — подвижные штыревые или турельные и неподвижные. Неподвижные пулеметы либо выносили за окружность, ометаемую винтом, либо приспосабливали для стрельбы через винт — с помощью отсекателей, а затем синхронизаторов. Для повышения скорострельности ставили спаренные установки, если позволяла грузоподъемность самолетов.