Предыдущая Оглавление Следующая

Ручной пулемет «Льюис»

Пулемет был разработан в США Самуэлем Мак Кленом при активном участии подполковника О.М. Лиссака. Патентные права на новое оружие разработчики продали образовавшейся в Баффало «Аутоматик Армз Компани». Последняя обратилась к полковнику Исааку Н. Льюису с просьбой довести систему до состояния, в котором она бы устроила потенциальных заказчиков. В 1911 г. Льюис представил пулемет Начальнику Штаба Армии США и в Секретариат по военным делам. Четыре экземпляра были куплены для испытаний (характерно, что первое испытание прошло в военно-авиационной школе в Мэрилэнде), но Управление вооружений не сочло оружие интересным для армии. Льюис отправился в Бельгию, где и смог пустить пулемет в производство.

MG1WW055.jpg

Авиационный пулемет «Льюис» Мк 2* с мешком-гильзосборником

 

MG1WW056.jpg

Схема работы автоматики пулемета «Льюис»

Вверху - подвижная система в крайнем переднем, внизу - в крайнем заднем положении: 1 - ствол, За - газовый цилиндр, 6 - надульник, 7 - газовая камера, 10 - газовый поршень, 13 - затворная рама, 15 - ударник, 16 - затвор. 20 - спусковой крючок, 21 - спусковой рычаг, 24 - шестерня, 25 - возвратно-боевая пружина; а - боевые выступы затвора, е - боковой выступ хвоста затвора, д - верхний выступ хвоста затвора.

 

MG1WW057.jpg

В 1913 г. пулемет «Льюис» был принят на вооружение бельгийской армии (она же первой применила его в боях при своем отступлении в 1914 г.). Тогда же он заинтересовал русских специалистов. В начале июля «Бельгийское общество автоматического оружия» прислало в Петербург образец пулемета. Испытания, проведенные в Офицерской стрелковой школе, выявили недоведенность системы. Главные нарекания вызвало охлаждение ствола, не позволявшее делать более 500-600 выстрелов. Тем не менее ГАУ внесло в Военный Совет предложение закупить для испытаний в 1914 г. 10 ружей-пулеметов Мак Клен-Льюиса, 2 Бертье (Бертье-Паши) и 3 Гочкиса (для аэропланов). 25 июля 1913 г. Военный Совет утвердил эту закупку. С началом войны средства, ассигнованные на «Гочкис» и «Бертье» пустили «на усиление средств военного фонда», интерес же к «Льюису», видимо, сохранился. После испытаний 10 «Льюисов» в Офицерской стрелковой школе Начальник ГАУ распорядился передать их в Офицерскую кавалерийскую школу. Последняя отказалась, и пулеметы передали «на Корпусной аэродром». Положительный отзыв Начальника ГАУ вдохновил фирму предложить 8 августа — уже после начала войны — поставку 5000 облегченных ружей-пулеметов с магазинами на 56 патронов. Но выдавать новых заказов тогда не стали. Когда же потребность в таком оружии стала очевидна, пришлось ждать поставок до конца 1915 г. С началом войны в 1914 г. пулемет приняла на вооружение британская армия. Поначалу контракт получила компания «Бирмингем Смол Армз» (BSA), но, хотя «Льюис» производился в 6 раз быстрее станкового «Виккерс» и обходился примерно в 5 раз дешевле, она не могла поставить производство нового оружия в требуемых масштабах. Поэтому контракт передали американской «Сэведж Армз Компани». И только с началом устойчивого производства часть контракта смогли «уступить» России.

Пулемет имел газоотводный двигатель автоматики с отводом пороховых газов через поперечное отверстие снизу ствола и длинным ходом штока поршня, запирание канала ствола поворотом затвора. Характерными чертами были улиткообразная (спиральная) возвратно-боевая пружина, дисковый магазин сравнительно большой емкости без пружины подавателя и система воздушного охлаждения ствола.

Система охлаждения имела оригинальную сифонную схему. На ствол одевался алюминиевый радиатор с высокими продольными ребрами, укрытый цилиндрическим кожухом. Спереди кожух сужался и выходил за дульный срез ствола. При выстреле пороховые газы образовывали разрежение в дульной части, в результате воздух с казенной части интенсивно продувался через радиатор.

Газовая камера — закрытого типа, с цилиндром. Снизу в нее ввинчивался газовый регулятор с двумя отверстиями разного диаметра, поочередно встававшими напротив поперечного выходного отверстия камеры. Повороты регулятора производились нижним ключом. Шток поршня имел обтюрирующие пояски, а сам поршень — чашеобразную выемку. Передняя и задняя части штока (затворной рамы) жестко соединялись штифтами, на задней части выполнялись зубчатая рейка, боевой взвод и стойка. Рукоятка перезаряжания вставлялась в шток справа или слева. Возвратно-боевая пружина помещалась в специальной коробке снизу и приводила во вращение шестеренку, сцепленную с зубчатой рейкой поршня. Такое решение оставляло свободное место в ствольной коробке, защищало пружину от нагрева, но в целом было излишне сложно.

Четыре боевых выступа располагались в задней части остова затвора, в передней монтировались два пружинных выбрасывателя. Поворот затвора производила стойка газового поршня, скользившая в винтовом пазе остова. На той же стойке жестко монтировался ударник. Вставленный в остов сзади невращающийся хвост затвора нес направляющие выступы и верхний выступ для приведения в движение подавателя. Спусковой механизм допускал только непрерывный огонь и собирался в спусковой коробке, крепившейся к ствольной коробке выступом и защелкой. Выстрел с заднего шептала способствовал ведению интенсивного огня без опасности самовоспламенения патрона в нагретом патроннике. При нажиме на спусковой крючок он поворачивал спусковой рычаг, шептало рычага выходило из-под боевого взвода штока поршня. Предохранителем служила планка, перекрывавшая прорезь ствольной коробки и запиравшая рукоятку перезаряжания. Длина хода подвижной системы — 163 мм.

Затвор, двигаясь назад, извлекал из патронника стреляную гильзу и поворачивал рычажный отражатель в левой стенке ствольной коробки. Головка отражателя выступала из стенки, входила в паз остова затвора и ударом выталкивала гильзу вправо.

Предыдущая Оглавление Следующая