![]() |
![]() |
![]() |
Счетверенная зенитная пулеметная установка системы Н.Ф. Токарева. |
Подвижная счетверенная зенитная пулеметная установка на улицах Москвы, 1941 г. |
Корабельная счетверенная зенитная пулеметная установка. |
К тому же к началу войны зенитных пулеметных установок не хватало. В письме Начальника ГУ ПВО от 16 июля 1941 г. указывался некомплект «зенитных крупнокалиберных и счетверенных пульустановок в частях ПВО в 3000 шт.» и предлагалось «приспособить для зенитной стрельбы до 1500 шт. спаренных пулеметов ДА-2 и 1500 пулеметов ПВ-1, снятых с самолетов». На зенитно-артиллерийском полигоне переделывали счетверенную установку: второй слева «Максим» сохранялся, остальные заменялись на ПВ-1. Но такая переделка оказалась сложной для массового производства, и Н.Ф. Токарев разработал упрощенную строенную установку ПВ-1. В 1941 г. изготовили 626 таких установок, они производились и в 1942 г., использовались при обороне Ленинграда и Сталинграда. ДА-2 ставили на шкворневые зенитные установки.
Только в феврале 1943 г. 7,62-мм пулеметные установки, как устаревшие, вывели из состава зенитных полков и зенитных дивизий РГК. Вообще-то недостаточность калибра 7,62 мм для зенитных установок в связи повышением живучести боевых самолетов (бронирование, протектированные баки) была ясна еще накануне войны. Оставшиеся в войсках установки «Максим» продолжали использовать.
Счетверенная зенитно-пулеметная установка «Максим»
Масса ЗПУ в боевом положении | 460 кг |
Масса ЗПУ без пулеметов, лент и патронных коробок | около 200 кг |
Высота установки | от 1,7 до 2,3 м |
Высота линии огня | от 1,4 до 2,3 м |
Горизонтальная дальность стрельбы | 1600 м |
Досягаемость по высоте | 1400 м |
Угол вертикального обстрела | от -10 до +82 град. |
Угол горизонтального обстрела | 360 град. |
Начальная скорость пули | 800 м/с |
Темп стрельбы | 2000 выстр./мин. |
Боевая скорострельность | 1200 выстр./мин. |
Питание | от ленты на 500 патронов |
Время перевода из походного положения в боевое | 0,5 мин. |
Расчет | 3 человека |
Станковый пулемет ДС-39
Потребность в легком и маневренном станковом пулемете была осознана уже по опыту Первой мировой и гражданской войн. В отсутствии собственной системы облегченного станкового пулемета даже намеревались принять германскую систему «Дрейзе», пользуясь военно-техническими связями с Веймарской Германией. Но удачный ручной пулемет системы Дегтярева заставил переориентироваться на него. Задание на проектирование облегченного образца станкового пулемета было дано Штабом РККА еще 13 июля 1928 г. Идея унификации пулеметного вооружения уже утвердилась, и в новом семействе к пехотному, танковому, авиационному пулеметам Дегтярева должны были добавиться станковый (ДС) и крупнокалиберный.
Первый образец станкового пулемета на основе ДП на универсальном станке Колесникова Дегтярев представил уже в начале 1930 г. Впоследствии пулемет дорабатывался неоднократно, как в связи с выявлявшимися недостатками, так и из-за менявшихся требований. Так, в 1933 г. пулемет приспособили под матерчатую ленту от «Максима», затем переключились на рассыпную ленту типа «Максим-Виккерс».
В разработке пулемета вместе с В.А. Дегятревым принимали участие П.Е. Иванов, С.М. Крекин, мастер А.И. Кузнецов, слесарь-механик Н.Д. Зернышкин.
В результате многочисленных доработок станковый пулемет становился все менее унифицированным с ручным, однако ряд общих черт сохранил. Автоматика действовала за счет отвода пороховых газов в газовую камеру, расположенную снизу в средней части ствола. Ход газового поршня - длинный, газовая камера - с патрубком. Количество отводимых пороховых газов ограничивалось с помощью регулятора газовой камеры. Выстрел производился с заднего шептала. Запирание канала ствола производилось двумя симметричными боевыми упорами - ударник затворной рамы, продвигаясь вперед, разводил боевые упоры в стороны, при движении назад рама своими скосами сводила упоры. Оригинальной чертой пулемета был двойной темп стрельбы - 600 выстр./мин для стрельбы по наземным целям и 1200 выстр./мин для стрельбы по воздушным целям. Для этого служил смонтированный в затыльнике пружинный буфер. При больших углах возвышения буфер включался, увеличивая скорость наката.