Оглавление Следующая

ЕЗДА ПЕРВЫМ КЛАССОМ

к 30-летию первого танка с единым газотурбинным двигателем

Андрей ФИРСОВ

 

OB167001.jpg

11 апреля 1963 г. на Уралвагонзаводе готовили к пробегу опытный танк - «объект 167Т». Несмотря на режим секретности, на улице и у окон собралось большинство сотрудников - к пробегу готовился первый в мире танк с газотурбинной силовой установкой! Под управлением механика-водителя Д.С. Володченко по непролазной хляби и под дождем со снегом танк, по башню в грязи, прошел без замечаний до полной выработки топлива в баках, достигая порой скорости 70 км/ч.

Через 13 лет упорной работы советской танковой промышленности в серию пошел первый в мире серийный танк с газотурбинным двигателем - Т-80, но разработки не Уралвагонзавода, а ленинградского Кировского завода. Газотурбинный двигатель с трудом пробивал себе дорогу, и до сих пор выбор такой силовой установки для танка вызывает серьезные сомнения и ожесточенные споры...

Путь ГТД на советские танки запутан и парадоксален. Перефразируя историка, можно сказать: «Наш рассказ напоминает наши дороги - такие же запутанные и петлистые, будто проползла змея. Но если вы вздумаете сократить ее, то будете долго петлять, попадете в болото и в конце-концов, в грязи и тине, окажетесь на той же извилистой дороге...»

Появление в годы Второй мировой войны принципиально нового двигателя - газовой турбины - породило в послевоенные годы установку новомодной силовой не только на самолеты, но и на корабли, автомобили и ... танки. Впрочем, авиационные двигатели и до того довольно часто ставились на танки, привлекая своей мощностью и компактностью, часто в ущерб надежности, экономичности и моторесурсу. Первыми решили примерить ГТД на танке англичане - они тогда лидировали в разработке газотурбинных двигателей. Фактически это был передвижной испытательный стенд на шасси танка «Конкэрор» (без башни) - самой тяжелой тогда боевой машины в Великобритании. Но часовой расход топлива в сотню имперских галлонов (455 л) быстро охладил энтузиастов. Спустя почти десять лет на ходовые испытания вышла еще одна «безбашенная» конструкция - шведский танк "S" с комбинированной силовой установкой из турбины Боинг 502/10МА и поршневого двигателя Роллс-Ройс В81 (на серийных машинах заменены на Детройт-дизель 6V-53T мощностью 290 л.с. и турбину Боинг 553 мощностью 490 л.с. при 38000 об./мин). Фактически турбина должна была представлять собой только форсажную часть силовой установки и применяться только в боевых условиях или на тяжелой дороге. Реально оказалось, что газотурбинный двигатель приходится использовать гораздо чаще, чем планировалось. Характерно, что по пути шведов никто не пошел ни в области силовой установки, ни в области компоновки. Испытания танка «S» (Strv-103) в США и Великобритании имели чисто академический интерес, а недавнее опробывание шведской машины у нас в стране на кубинском полигоне показало, что это фактически «передвижная артустановка». Стрельба с ходу невозможна в принципе из-за жесткой установки пушки в лобовом листе. Фактически, согласно Договору об обычных вооружениях в Европе, танк "S" не является даже таковым, так как танком считаются «гусеничные бронированные машины, вооруженные пушками калибром не менее 75 мм, имеющими угол поворота в горизонтальной плоскости в 360 град.»!

OB167002.jpg OB167003.jpg

Передвижной испытательный стенд на шасси британского танка "Конкэрор"

Контракт на «Стридзвагн 103» подписан в 1958 г. с фирмой Бофорс. Первый заказ на 10 машин - 1960 г. Первые два закончены в 1961 г. Первый серийный танк Strv-10З был закончен в 1966 г., последний - в 1971 г. Всего выпущено более 300 машин. До конца века сняты с вооружения и заменены на танки «Леопард-2А4».

Емкость баков Strv-103 - 960 л.с. (запас хода - до 390 км). Боевая масса - 40 т, скорость - до 50 км/ч.

Оглавление Следующая

Hosted by uCoz