Советским катерам не довелось атаковать крупные артиллерийские корабли противника. Относительно успешное их применение, в основном против немецких конвоев, обусловили благоприятные природные условия в акваториях шхерных и островных районов Балтики, фиордов Кольского полуострова. Тем не менее, Вторая мировая война показала, что с развитием радиолокации ни ночь, ни сложные метеоусловия не позволят незамеченным сблизиться с кораблями противника на дистанцию эффективного применения торпед - 1-2 км. При прорыве «Шарнхорста» и «Гнейзенау» из Бреста через Па-де-Кале английские катера из-за мощного огневого противодействия немцев пускали торпеды с дистанции около 4 км и не добились успеха.
С внедрением достаточно совершенной радиолокации катера, вне зависимости от времени суток и погоды, обнаруживались бы на дистанции не менее 10 миль (18 км). Даже при скорости 40 узлов последующее сближение с противником длилось бы не менее 15 мин. За это время противник успел бы выпустить по катеру более 10000 снарядов, что на практике означало бы гарантированное уничтожение катера до выполнения боевой задачи.
Разумеется, торпедные катера все еще оставались достаточно эффективным средством борьбы с относительно слабыми отрядами кораблей противника на специфических акваториях проливных зон, шхерных районов, но рассчитывать на их успешное применение в операции по срыву стратегической десантной операции не приходилось. Поэтому строительство в СССР более 1200 торпедных катеров в послевоенные десятилетия некоторые современные историки мотивируют не их реальной боевой ценностью, а побочными обстоятельствами - необходимостью загрузки речных судостроительных заводов, обеспечением возможности массовой подготовки моряков. Тем не менее, задача противодействия флоту противника в ближней морской зоне оставалась актуальной. С появлением ракетного оружия наметились пути для ее успешного решения.
|
![]() |
![]() |
После начала разработки ракетных комплексов «Стрела» и КСЩ для крейсеров и эсминцев в соответствии с Постановлениями Совета Министров от 30 декабря 1954 г. №2544-1226 и №2541-1222 встал вопрос о размещении ракет также и на катерах. Как носители такого оружия, они даже обладали некоторым преимуществом в сравнении с крупными кораблями. За счет малых размеров катер обнаруживался радиолокационными средствами тех лет на дистанции, вдвое меньшей по сравнению с той, на которой РЛС катера обнаруживала крейсер противника. По стоимости катер был в 40 раз дешевле эсминца и в 200 раз - крейсера. Кроме того, обеспечивалась возможность массовой постройки катеров без расширения имеющейся судостроительной базы.
Постановлением Совета Министров от 18 августа 1955 г. № 1564-879 «О вооружении торпедных катеров самолетами-снарядами» было задано создание первого катерного ракетного комплекса с дальностью 25 км.