Предыдущая Оглавление Следующая

Первые проектные проработки по «катеру с реактивным вооружением» начались еще в 1952 г. Спустя пару лет был разработан технический проект ракетного катера. В 1956 - 1957 гг. проводились наземные полигонные испытания, для проведения которых был создан специальный стенд с натурной рубкой и фрагментами палубы катера. По результатам пусков габаритно-массовых макетов ракеты с натурными стартовыми ускорителями была определена необходимость введения газоотражателей струи стартового двигателя и защиты листами из алюминиево-магниевого сплава палубного настила перед пусковыми установками. Осмотр размещенных на стенде подопытных животных позволил сделать вывод о приемлемом уровне шумового воздействия в помещениях боевых постов при старте ракеты.

В 1957 г. два катера пр.183Э были построены в Ленинграде на заводе №5 (ныне «Алмаз») и по внутренним водным путям перешли на Черное море. Предполагалось, что первый пуск будет проведен в безлюдном режиме - предстартовые команды должны были поступить с другого катера по кабельным трассам. Однако погода испортилась, и поднявшееся волнение привело к обрыву кабелей. Первый пуск решили не откладывать. На катере стрелявшего катера находились пять сотрудников ЦКБ-5, в том числе Е.И. Юхнин, лично осуществивший все стартовые операции. Этот первый в истории пуск был успешно проведен 16 октября 1957 г.

В процессе отработки комплекса вскрылся ряд недоработок. К счастью, удалось своевременно и без особого ущерба преодолеть опасную склонность комплекса к осуществлению самопроизвольного пуска ракет. Немало неприятностей доставили и пожары, возникавшие в хвостовом отсеке ракеты. При наземной стендовой отработке этого явления не наблюдалось. Причиной пожара оказалось затягивание в отсек раскаленной струи выхлопа продуктов турбонасосного агрегата под действием образующегося в полете так называемого донного разрежения в хвостовой оконечности фюзеляжа. Для устранения последствий выхлопной патрубок удлинили, выведя его срез подальше от торца хвостового отсека.

Неудачи на испытаниях провоцировали гнев начальства. А.Я. Березняк таким образом схлопотал строгий выговор, снятый только незадолго до завершения испытаний.

P15013.jpg P15014.jpg

Малый ракетный катер пр. 183Р с двумя ПУ ракет П-15.

Наряду с недостатками испытания выявили и перспективы совершенствования комплекса. В частности, взамен первоначально заданной дальности пуска 25 км удалось обеспечить величину 35 км. Ракета П-15 гарантированно могла лететь и на 40 км, но во многих тактических ситуациях эффективное применение на эту дальность не обеспечивалось средствами целеуказания.

Государственные испытания ракеты с радиолокационной головкой самонаведения прошли с октября 1958 г. по сентябрь 1959 г. С 29 августа по 28 октября 1959 г. 10 пусками была успешно испытана модификация ракеты П-15Т, оснащенная первой в СССР круглосуточной тепловой (инфракрасной) головкой самонаведения «Кондор», разработанной в НИИ-10 коллективом во главе с Дмитрием Павловичем Павловым. Работы по этому варианту ракеты начались только 13 мая 1957 г. по распоряжению Совета Министров. Совместное применение ракет с радиолокационной и тепловой головками самонаведения было призвано повысить эффективность применения ракетного оружия в условиях организованного противодействия противника.

Принятие на вооружение комплекса в составе ракет П-15 с радиолокационной и тепловой ГСН станции обнаружения и сопровождения целей «Рангоут», аппаратуры «Клен» было оформлено Постановлением от 8 марта 1960 г. Диапазон дальностей был определен величинами от 8 до 35 км, скорость полета - 1100-1200 км/ч, высота полета 100-200 м. Вес боевой части составлял 500 кг. Вероятность попадания оценивалась величиной 0,7. Но еще до принятия комплекса на вооружение началось серийное производство ракет на заводе №116 в дальневосточном городе Арсеньеве, ранее загруженном производством самолетов Як-18.

В соответствии с Постановлением от 3 декабря 1958 г. строительство катеров велось на заводах №5 (в Ленинграде) и №602 (Владивостокский судостроительный завод). Для серийной постройки предназначались катера пр.183Р, отличавшиеся от экспериментальных несколько иной мачтой со станцией «Рангоут», применением открытых с торцов легких металлических укрытий для ракет, исполнением рубки из стали вместо дерева.

Ракетные катера пр. 183Р в сравнении с торпедными пр. 183 при той же длине 25,5 м и ширине 6,2 м имели полное водоизмещение, увеличенное с 66,4 т до 81 т. Скорость уменьшилась с 43 - 44 до 38 узлов, но дальность возросла с 700 до 1000 миль. Экипаж увеличился с 14 до 17 человек.

Впрочем, катера пр.183Р стали своего рода побочным результатом создания экспериментального пр.183Э. Первоначально ракета П-15 предназначалась для более крупного катера. Ее размещение на катерах на базе пр. 183 не предусматривалось первоначальным планами судостроения на VI пятилетку 1956 - 1960 гг. Только спустя год после начала работ по П-15  Постановление от 17 июля 1956 г. задало применение этих ракет на пр. 183Р. До 1960 г. предусматривалось построить 48 катеров пр.183Р

Всего в строй вступило 112 катеров, включая 54 переоборудованных из ранее построенных торпедных катеров пр. 183. В частности, на заводе №5 построили 26 ракетных катеров и еще 30 переоборудовали из катеров пр. 183.

Предыдущая Оглавление Следующая