Предыдущая Оглавление Следующая

P15022.jpg

В 1955 г. началось проектирование катера с четырьмя ракетами. Дальнейшие работы по П-15 было решено вести применительно к цельнометаллическому катеру пр.205, а не к деревянному пр.203, предусмотрев проведение испытаний на пр.205 с конца 1958 г. Постановлением от 25 августа 1956 г., определившим программу кораблестроения на 1956-1960 гг., было задано строительство 23 катеров пр.205. В том же году флот выдал ТТЗ на катер пр.205.

Фактически первый катер этого проекта Р-36 (заводской №401) был заложен в эллинге №3 завода №5 в июле 1958 г. и вступил в строй в 1960 г. До 1966 г. в Ленинграде построили 68 катеров пр.205, во Владивостоке - 76 катеров с 1961 г. по 1975 г., в Рыбинске на заводе №341 (ныне ПО «Вымпел») - 46 единиц с 1962 г. по 1973 г.

На катере разместили четыре закрытые пусковые установки для П-15 ангарного типа. В соответствии с последними достижениями зенитной техники смонтировали две зенитные установки АК-230 калибра 30 мм, дистанционно управляемые от РЛС МР-103 «Рысь». Взамен четырехвальной энергетической установки с дизелями М-50 по 1200 л.с. была применена трехвальная с дизелями М-501 по 4000 л.с, что обеспечивало кораблю скорость 38,5 узлов. В дальнейшем с установкой двигателей М-504 мощностью по 5000 л.с. скорость довели до 42 узлов. На всех скоростях оружие применялось при волнении до 4 баллов, а при 5 баллах -на скорости до 30 узлов. Корпус, выполненный с применением сталей 1Х18Н9Т и СХЛ-45, делился на десять отсеков. Полное водоизмещение возросло до 209-226 т, длина - до 38,6 м, а экипаж составил 26 человек.

Кроме ракетных модификаций на базе пр.205 был создан торпедный катер пр.206. Тем самым как бы зеркально обратно повторилась ситуация с разработкой ракетоносца пр. 183Р доработкой катера пр. 183. Основной «рабочей лошадкой» погранохраны стал «сторожевой корабль» (фактически - катер) пр.205П. Кроме того, были созданы катера-цели пр.1392КЦ и обеспечивающие их применение катера-водители пр.1392В.

Разнообразное использование научно-технического задела, накопленного при разработке катера пр.205, контрастировало с узостью применения в советском флоте ракеты П-15. Несмотря на то, что она была наиболее удачной из ракет, созданных в 1950-е гг., ею вооружались только катера. Крупные корабли новой постройки оснащались более дальнобойными ракетами - сперва КСЩ, затем П-35, хотя реальное применение оружия на загоризонтные дальности было весьма проблематичным из-за необеспеченности целеуказанием. Поэтому даже проектные проработки по использованию П-15 на кораблях велись только применительно к модернизации уже построенных эсминцев.

Как известно, в конце 1940-х - начале 1950-х гг. была построена крупнейшая в нашем флоте серия эсминцев пр.30бис - всего 72 корабля. Однако вся эта армада имела сомнительную боевую ценность, прежде всего из-за беззащитности перед воздушным противником. Спаренные 130-мм башни главного калибра не были универсальными, единственная 85-мм спаренная установка 92-К из-за несовершенства системы управления огнем не могла вести огонь по скоростным целям, а спаренные 37-мм автоматы В-11 вообще применялись только в режиме ручного наведения.

P15023.jpg P15024.jpg

Ракетный катер пр.205.

Постановлением от 30 января 1956 г. «О контрольных цифрах пятилетки 1956-1960 гг.» предусматривалась модернизация в 1958-1960 гг. пяти этих кораблей по пр. 60 с оснащением их 10-14 ракетами П-15. Столь значительный боекомплект предполагал его размещение в погребах с последовательной подачей на поворотные пусковые установки, как это было сделано на кораблях - носителях КСЩ по проектам 56Э, 56М и 57 бис. При утверждении ТТЗ в апреле 1956 г. боекомплект был определен в 12 ракет для двух пусковых установок. Одновременно задавалось усиленное зенитное вооружение с заменой устаревшей артиллерии на две счетверенные 57-мм установки ЗиФ-75. Противолодочные возможности корабля должны были возрасти при замене шумопеленгатора «Тамир-5» на ГАС «Геркулес» ГС-572, оснащении корабля двумя реактивными бомбометными установками РБУ-2500 и трехтрубным торпедным аппаратом для противолодочных торпед.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz