Ракетный катер пр.205У.
В этот период коллектив ОКБ А.Я. Березняка еще не обладал каким-либо опытом применения твердотопливных двигателей и без привлечения специализированных организаций не мог решить задачу обеспечения маловысотного полета. Но дубнинские конструкторы уверенно взялись за уменьшение поперечного габарита П-15, оснастив ее раскрываемым при старте крылом. Они создали механизм раскрытия собственной конструкции. Шток с плунжером двигались в вертикальном цилиндре и посредством системы промежуточных тяг и качалки поднимали консоль крыла. Крыло раскрывалось в полете после прохождения надстроек, примерно через полсекунды после начала движения ракеты. Попутно в конструкцию ракеты были внесены и другие доработки. Опыт успешной эксплуатации несколько уменьшил опасения, связанные с применением агрессивного жидкого топлива. Вместо вкладных баков применили баки-отсеки для окислителя.
В московском СКБ-709, ранее специализировавшемся на разработке торпедных аппаратов для надводных кораблей, под руководством главного конструктора Николая Константиновича Цигунова для размещения ракет с раскрываемым в полете крылом была разработана контейнерная пусковая установка КТ-15, которой оснащались усовершенствованные модификации катера.
После успешного завершения испытаний Постановлением Правительства от 23 мая 1964 г. усовершенствованная ракета была принята на вооружение как П-15У (4К41). На флоте, до сих пор сохранившем трогательную приверженность к старославянским наименованиям букв, этот индекс произносился как «Пэ пятнадцать ухо». Модификация катера с контейнерными пусковыми установками получила обозначение пр.205У. Первый катер по этому проекту - Р-255 (заводской №469) был построен на заводе №5 в 1965 г. До 1972 г. в Ленинграде было построено 19 катеров и 13 катеров во Владивостоке с 1966 по 1973 гг.
С 1960 по 1975 г. для отечественного ВМФ построили всего 187 катеров по пр.205 и 205У, из них 120 в дальнейшем передали за рубеж. В частности, завод №5 до 1975 г. изготовил 89 катеров пр.205 различных модификаций. Кроме того, специально для экспорта рыбинское ПО «Вымпел» с 1973 по 1985 гг. собрало еще 87 катеров по пр.205ЭР.
Между тем положение с разработкой ракетного комплекса П-25 складывалось все более тревожно. Казалось бы, П-25 представляла собой всего лишь упрощенный вариант «Аметиста». Дальность пуска была вдвое меньше, не требовался старт из-под воды. Однако ход работ почти на год отставал от плановых сроков. Видимо, сказывалась далеко не главная роль темы П-25 в портфеле заказов ОКБ-52. Кроме того, при опережающей отработке «Аметиста» его создатели столкнулись со специфическими проблемами обеспечения маловысотного полета, в частности с влиянием отражения излучения радиолокационной головки самонаведения от поверхности моря, в особенности в свежую погоду. Накопленный на «Аметисте» опыт старались реализовать и в П-25.
Разработка затянулась до 1964 г., когда решением октябрьского пленума ЦК КПСС Н.С. Хрущева освободили от всех занимаемых партийно-правительственных постов. Присутствие его сына Сергея в числе ближайших соратников Челомея из благоприятного фактора мгновенно превратилось в отягчающее обстоятельство. Была создана специальная комиссия по оценке деятельности ОКБ-52. Фирме Челомея удалось с честью преодолеть складывающуюся неблагоприятную обстановку. Но были и утраты: за ворота предприятия ушел сын Н.С. Хрущева, прекратились работы над П-25. Это мотивировалось тем, что по боевым характеристикам П-25 незначительно превосходила П-15, а основные проблемы эксплуатации жидкостной ракеты были успешно разрешены в первой половине 1960-х гг. созданием соответствующих структур и оборудования в промышленности и на флоте.
Разработка твердотопливной ракеты для катеров уже не рассматривалась как особо актуальная задача. Но в ходе работ по П-25 были почти полностью отработаны более совершенные в сравнении с П-15 элементы бортовой аппаратуры - радиолокационная головка самонаведения ДС-М и ее тепловой аналог «Снегирь», автопилот АПР-25, радиовысотомер РВ-8. Все это целесообразно было использовать при очередной модернизации П-15, повысив помехозащищенность комплекса, увеличив дальность его применения и уменьшив высоту полета ракеты для более успешного преодоления ПВО противника. Проведение соответствующих работ было задано Решением ВПК от 4 февраля 1966 г.
В ходе создания модернизированной ракеты, получившей наименование П-15М (ПУМ, 4К-51), ее оснастили маршевой двигательной установкой с большими баками, запас топлива увеличили более чем вдвое. Для утяжеленной до 2,523 т ракеты потребовался новый стартовый двигатель с увеличенным суммарным импульсом. Для ракеты была создана и новая фугасно-кумулятивная боевая часть повышенной эффективности. Высота полета на маршевом участке снижена до 25 м за счет применения радиовысотомера вместо статоскопа. Цельносварной корпус был выполнен из алюминиево-магниевых сплавов, в то время как в клепаном корпусе П-15У применялись алюминиевые сплавы. При этом крыло, хвостовое оперение и механизм раскрытия были заимствованы у П-15У без существенных доработок. Взамен одного подфюзеляжного гаргрота применили два несколько разнесенных к бортам, что стало основным внешним отличием П-15М от П-15У.
Прошли модернизацию и корабельные системы - аппаратура подготовки пуска «Клен» и РЛС «Рангоут», которую дополнили средствами, обеспечивающими пуск по целеуказанию от внешнего источника информации, без которого нельзя было реализовать достигнутое увеличение дальности пуска. Несколько позже взамен усовершенствованных модификаций ранее применявшегося оборудования в ленинградском НИИ-49 (после 1966 г. - ЦНИИПА, затем - ЦНИИ «Гранит») была создана активно-пассивная система «Гравий» с активной РЛС «Гарпун» (главный конструктор - В.А. Кучеров), пассивной РЛС «Галс» (Н.Л. Коган) и прибором управления стрельбой «Коралл». По длине 6,665 м ракета П-15М всего на 70 мм превышала П-15М. Доработанная пусковая установка практически отличалась от ранее созданной только более мощным приводом, обеспечивающим открывание крышки при ее обледенении.
Под комплекс с ракетой П-15М в 1968 г. был построен и в следующем году прошел испытания катер пр.205М. Полное водоизмещение составило 255 т. В принципе, после модернизации корабельной аппаратуры все катера пр.183Р и пр.205 могли оснащаться ракетами П-15М. Но массового перевооружения не последовало: доработку на Приморском и Владивостокском заводах по новому проекту с системой «Гравий» прошли всего 10 катеров. К этому времени на флот начали поступать обладавшие намного большими боевыми возможностями новые малые ракетные корабли пр. 1234 с комплексом «Малахит», а ракетные катера стали рассматриваться как уже устаревающее оружие.