Предыдущая Оглавление Следующая

P15038.jpg

Ракетный катер на подводных крыльях пр. 206МР «Вихрь»

Как уже отмечалось, для испытаний комплекса П-25 предусматривалась постройка катера пр.205Э. Катер был построен в 1962 г. на заводе №5 и первоначально отличался от серийных кораблей пр.205 контейнерными пусковыми установками для ракет П-25 и соответствующими корабельными системами. В 1963 г. катер дооснастили передним подводным крылом и управляемой транцевой плитой. После прекращения работ по П-25 технический задел по пр.205Э был использован при проектировании торпедного катера 206М, который первым из серийных советских катеров получил солидное артиллерийское вооружение - спаренную 57-мм автоматическую установку АК-725.

С 1973 г. в ЦМКБ «Алмаз» под руководством главного конструктора А.П. Городянко разрабатывался катер на подводных крыльях пр.226. По завершении эскизного проекта он был обозначен 206МР «Вихрь». Катер оснащался носовым подводным крылом с управляемыми закрылками и управляемой транцевой плитой, 76-мм и 30-мм артиллерийскими установками АК-176 и АК-630, наводимыми от общей РЛС. Это позволило, несмотря на рост водоизмещения до 259 т, сохранить максимальный ход 42 узла, поддерживая его до 36 узлов и при волнении 5 баллов. Дальность плавания уменьшилась до 770 миль. Головной катер Р-27 (заводской №241) построен на Средненевском заводе в Усть-Ижоре (бывшем № 363) в 1977 г. Всего эта верфь до 1983 г. поставила флоту только 12 таких на редкость красивых катеров.

С 1969 г. в ЦМКБ «Алмаз» под руководством Е.И. Юхнина, а затем В.Н. Устинова разрабатывался ракетный катер нового поколения 124IP, позже получивший наименование 1241.1 «Молния-1», под четыре новые противокорабельные ракеты «Москит», одну артиллерийскую 76-мм установку АК-175 и две АК-630 с наведением от РЛС МР-105. По сравнению с пр.205 водоизмещение возросло вдвое - до 465 т, длина на 30% - до 56,1 м. Скорость не уменьшилась, превышая 42 узла, но для этого потребовалась газотурбинная установка, включавшая по две маршевые турбины мощностью по 400 л.с. и по две форсажные по 12000 л.с. Дальность плавания составила 1600 миль. Имея в виду экспортные поставки, а также из разумной осторожности конструкторы предусмотрели и оснащение нового катера ракетами П-15М.

P15039.jpg P15040.jpg

Катер на подводных крыльях пр. 206МР «Вихрь» на фоне БПК пр. 61.

Катер на подводных крыльях пр. 206МР «Вихрь». На заднем плане виден катер пр. 205.

 

P15041.jpg

Ракетный катер пр. 1241.7

P15042.jpg

Ракетный катер пр. 1241Т.

Новая ракета запаздывала, и в 1979 г. ПО «Алмаз» (бывший завод №5) был построен головной катер Р-5 (заводской №401) по пр.1241Т с ракетами П-15М. До 1983 г. это предприятие, Средненевский и Хабаровский заводы сдали отечественному флоту 20 катеров с П-15М. Кроме того, для Польши (4 единицы), ГДР(5), Румынии (3), Болгарии (2), Индии (5), Йемена (2) и Вьетнама (1) в Рыбинске и на Ярославском судостроительном заводе (бывший завод №345) собрано 22 катера пр. 1241РЭ с ракетами П-20. По лицензии эти катера строились в Индии.

Предыдущая Оглавление Следующая

Hosted by uCoz