Разработка комплекса «Рубеж» началась в 1970 г. В нем была успешно реализована концепция автономной пусковой установки - своего рода «катера на колесах». Самоходная установка КТ-161, разработанная в КБ машиностроения (бывшем СКБ-790), выполнена на шасси семейства МАЗ-543М, использовавшегося, в частности, в зенитном комплексе С-300П. В передней части за кабиной водителя размещается бункер для аппаратуры комплекса, источников энергоснабжения и личного состава. Антенна РЛС «Гарпун» установлена на поднимаемой мачте. В походном положении мачта опускается вперед по ходу пусковой установки, после чего высота машины не превышает соответствующий габарит по зоне размещения контейнеров с ракетами. Поворотный блок из двух контейнеров при старте ракет разворачивается в боковое направление. Габариты самоходной установки массой около 40 т не превышают 14,2x2,97x4 м. В состав батареи входят по четыре самоходные пусковые установки и транспортно-заряжающие машины, несущие в общем 16 ракет. Комплекс переводится в боевое положение через 5 мин. после остановки машин.
Особенности схемы функционирования ракет связаны с тем, что их пуск производится не с уровня моря, а с той высоты, на которой находится самоходная пусковая установка, а маршевый участок полета проходит, как и у катерной ракеты, на высоте 25 или 50 км. Существенным преимуществом комплекса «Рубеж» является автономность самоходной пусковой установки, обеспечивающая высокие показатели боевой готовности после прибытия на стартовую позицию.
Комплекс «Рубеж» был принят на вооружение Постановлением Правительства от 22 октября 1978 г. Помимо береговых частей советского флота он эксплуатировался в Польше, ГДР, Румынии, Алжире, Ливии, Сирии, Индии, на Кубе и в других странах. Эти страны на протяжении многих лет также использовали корабли с ракетами П-15 (П-15М), что существенно упростило освоение комплекса «Рубеж».
Отметим, что еще в 1950-е гг. прорабатывалось применение доработанной ракеты П-15 в качестве главного ударного оружия перспективного сверхзвукового фронтового ракетоносца Ту-24 - планировавшейся серийной модификации опытного туполевского самолета «98». Работы по фронтовым перспективным самолетам не получили практического развития. Кроме того, П-15 по массогабаритным показателям не слишком отличалась от уже отработанной ракеты КС с более высокими характеристиками.
Вместо заключения
Ракеты П-15 оказались выдающимися долгожителями с точки зрения эксплуатации. Без малого полвека прошло от первых пусков П-15, а ракеты этого типа до сих пор состоят на вооружении отечественного ВМФ и флотов множества других стран. Этому способствовал значительный модернизационный потенциал, заложенный в конструкцию П-15, обеспечивший возможность двухэтапного совершенствования ракеты (в 1965 и 1972 гг.), а также высокий уровень боевых характеристик, определивший целесообразность неоднократного продления жизненного цикла ракеты, несмотря на разработку нескольких более современных образцов.
К числу несомненных достоинств относится оснащение ракеты мощной боевой частью, обеспечивающей потопление большинства современных кораблей одним- двумя попаданиями. Большинство современных ракет по этому показателю многократно уступает П-15. Помехоустойчивость головки самонаведения ракеты П-15М существенно повышена в сравнении с уровнем, достигнутым в П-15 и оказавшимся недостаточным в условиях активного радиоэлектронного противодействия в ходе ближневосточной войны 1973 г. Малая высота полета, впервые обеспеченная на П-15М, значительно снизила вероятность поражения ракеты средствами ПВО противника, хотя и не обеспечивает гарантированного прорыва к цели. По скоростным показателям П-15 по-прежнему находится на уровне практически всех зарубежных и некоторых отечественных ракет, уступая в то же время некоторым современным ракетам российского ВМФ.
Несмотря на значительные для современного уровня мирового ракетостроения массогабаритные показатели, ракеты П-15 могут размещаться на различных кораблях, начиная с катера водоизмещением около 80 т. В этом плане интересно сравнить возможности отечественных кораблей, вооруженных этими ракетами. Так, на катере пр.205 мощное ракетное вооружение было достигнуто за счет сведения к минимуму оборонительных возможностей: он оснащался всего двумя спаренными зенитными 30-мм автоматами. При этом практически отсутствовали возможности артиллерийского противодействия кораблям и катерам противника. Более гармоничное сочетание вооружения при практически том же водоизмещении достигнуто в пр.206МР, но для этого пришлось вдвое сократить ракетный боекомплект. При сохранении же четырехракетной комплектации в сочетании с развитым артиллерийским вооружением на пр. 124IT водоизмещение возросло более чем вдвое. Еще больший рост размерности носителя с переходом в класс малых ракетных кораблей имел место на корабле пр.1234Э, в котором примерно то же ракетно-артиллерийское вооружение дополнено зенитным ракетным комплексом самообороны, теоретически призванным обеспечить устойчивую ПВО корабля.
Наибольшими боевыми возможностями среди отечественных носителей ракет П-15 обладает большой ракетный корабль пр.61М (пр.61МП), по водоизмещению в 20 раз превышающий катер пр.205 и несущий то же ударное вооружение. При этом на кораблях пр.61М (61 МП) и пр.5бУ достигнуто не вполне формализуемое свойство - это корабли океанской зоны, неограниченной мореходности и значительной автономности, способные длительное время нести боевую службу в отдаленных районах.
Отметим и то, что в 1970-1980-е гг. число кораблей-носителей П-15 только в отечественном флоте превышало 160 единиц, при этом они несли более полутысячи пусковых установок ракет.
Катера пр.183Р и 205, ракеты и лицензии на их производство были переданы в Китай. Там они послужили основной для создания нескольких образцов противокорабельных ракет собственной конструкции. Впрочем, китайские варианты П-15 и их модификации будут рассмотрены в отдельной статье, намеченной к публикации в нашем журнале.
Как показал опыт боевого применения ракетного оружия на море, успех достигается при должном обеспечении действий ракетоносцев разведывательной информацией. Непременным условием выживаемости в современном бою является широкое применение средств радиоэлектронного противодействия. Эти тактические положения распространяются на применение всех ракетных комплексов, вне зависимости от сроков их разработки.
Тем не менее, в строю остается все меньше носителей ракетного комплекса П-15. Но, несмотря на все достоинства созданных позднее комплексов, П-15 навсегда войдет в историю как первый корабельный комплекс, примененный в реальном бою, как первый массовый ракетный комплекс отечественного флота.