Другой американский изобретатель, Роберт Фултон, предложил в 1801 г. проект своей подводной лодки «Наутилус» Наполеону Бонапарту для защиты портов республиканской Франции от кораблей английского королевского флота. Наполеон, заинтересовавшись предложением, распорядился выделить ассигнования на постройку лодки и создать государственную комиссию для оценки изобретения в составе академиков Г. Монжа, П. Лапласа и К. Волнея. Но потом, посовещавшись с морским министром Плевиль-де-Пеллеем, человеком консервативных взглядов, отказал изобретателю. Обиженный Фултон решил переметнуться к врагам Наполеона. Прихватив построенную подводную лодку, он перебрался на берега туманного Альбиона и предложил создать подводный флот для уничтожения наполеоновских кораблей. Для убедительности он даже устроил демонстрационный подрыв старого парусника «Доротея» подвесной миной. Но и здесь его идеи не были восприняты. «Подводные лодки - это оружие бедных на море государств!» - заявили надменные чиновники «владычицы морей». Пришлось изобретателю ни с чем вернуться домой в Америку, где по его проекту построили первый в мире пароход «Клементина».
Упомянутый Шильдером «известный Джонсон» был капитаном флота Американских Соединенных Штатов, хорошо знавшим особенности плавания в районе западного побережья Африки у острова Святой Елены, куда угодил к этому времени Наполеон. Прибыв в 1821 г. в Лондон, американский моряк занялся постройкой подводной лодки собственной конструкции, с помощью которой намеривался освободить Бонапарта. Но английское правительство, с подозрительностью относившееся к подводным лодкам, конфисковало его творение, усмотрев в нем хитроумное устройство для провоза контрабанды с континента. А в мае пришло известие о кончине опального императора...
Шильдер не назвал еще нескольких изобретателей (возможно, они попали в число «и других»). Первый из них - это Ефим Никонов, по предложению которого в условиях строжайшей тайны в 1718-1725 гг. при Петре I в Санкт-Петербургском Адмиралтействе строилась деревянная подводная лодка, вооруженная «огненными трубами» (прототипом ракет - ?). Другой изобретатель - российский подданный польского происхождения Казимир Чарновский. Он разработал свой проект подводной лодки в 1829 г., находясь в одиночной камере Петропавловской крепости, куда попал как «политический преступник». Николай I поручил дать заключение на его проект генералу ПД. Базену - инженеру-французу на русской службе. Генерал поделился подробностями проекта Чарновского с командиром саперного батальона Шильдером, занятым разработкой своей подводной лодки. Кое-что из известных технических решений в области подводного кораблестроения Шильдер решил использовать, но во многом его проект был оригинален.
![]() |
![]() |
Проект подводной лодки К. Чарновского (реконструкция): А - в подводном положении; Б - поперечное сечение. |
Прежде всего, тем, что его лодка была с цельнометаллическим корпусом. Он представлял собой удлиненное тело обтекаемой формы и имел в длину около 6 м. Его поперечное сечение напоминало неправильный эллипс: наибольшая ширина составляла около 1,5 м, а высота - 1,8 м. Обшивка была изготовлена из котельного листового железа толщиной 4,8 мм и подкреплялась изнутри силовым набором из пяти шпангоутов. Листы железа соединялись внахлест и скреплялись со шпангоутами посредством заклепок На лодку ушло несколько сот пудов котельного железа. Водоизмещение лодки составляло 16,4 т. Прочность корпуса, по расчетам К.А. Шильдера и инженера-штабс-капитана Д.П. Щербачева, допускала погружение лодки на глубины до 40 фут (12 м).
Над корпусом выступали две башни высотой около 1 м и диаметром 0,84 м, служившие для входа и выхода экипажа. Сверху башни закрывались металлическими люками с прижимными болтами. Крышки люков откидывались на шарнирах. Герметичность стыка обеспечивалась уплотнениями из вулканизированой резины. Между башнями находился люк для погрузки в лодку крупногабаритных грузов. На боковых стенках башен располагались четыре иллюминатора для освещения внутреннего помещения лодки при надводном плавании и наблюдения в надводном положении. Для усиления света внутренняя поверхность башен была выкрашена в белый цвет. Поначалу Шильдер предполагал сделать башни выдвижными, но затем отказался от этой идеи. Он убедился, что не сможет обеспечить герметичность скользящих цилиндрических поверхностей.